О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного рассмо

Мы хотим работать лучше. Ждем Ваших отзывов и предложений.

Модератор: Осадчий Г.В.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного рассмо

Сообщение Татьяна Васильевна » 11 апр 2012, 00:10

Здравствуйте!
Меня зовут Морозова Татьяна Васильевна. Работник Культуры, режиссёр. Сейчас работающий пенсионер. Я , бы хотела обратиться к администрации института, к руководителям научно - исследовательских отделов. Обратиться, как специалист в своей области, как работник Культуры.

Сегодня существует крайне опасная проблема. Во всём мире. Но меня волнует наша страна. Не хочу, чтобы Россия погибла, как уже погиб СССР. А это, скорее всего, произойдёт, поскольку, уровень культуры и духовности стремительно скатываются вниз.

Вы спросите: Почему я пишу к вам? Потому что сегодня необходимо понять – что такое культура с точки зрения физиологии мозга. И что происходит с мозгом, если части психики, отвечающие за духовность – не развиваются. Кстати, ещё и разобраться с тем, что такое духовность по физиологически.

С позиции своей науки я вам объясню – в чём проблема.
В отсутствии или недостаточности ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ!
(Это и есть духовность) Во всеобщем непонимании, - что это и зачем нужно.

Наука - озвучила идею о том, что абстрактно – словесное мышление является идеалом развития человеческого мозга. С подачи учёных – лобные доли предстали источником разума. На этом убеждении… а точнее, вере, практически, религии… выросло где-то два - три поколения советских и русских людей.
Ну, вот и итог: Культура погибает, Искусство, уже, практически, погибло. Наука ещё пытается выживать… но, как только уйдут старшие – скорее всего, обрушится. Как и педагогика, медицина.
Собственно, разбалансированы все социальные институты. А чиновничьи игры в креативность – не имеют никакого отношения ни к культуре, ни к таланту.

Что произошло? Убеждение взрослых, что разум – это работа лобных долей, т.е. слова, - привело к усиленному развитию у детей именно словесных рефлексов. А остаточный принцип финансирования культуры в советское время, означал отток из неё талантливых людей.
Но, ни искусство, ни культура не создаются посредственностями. Уже в СССР был утрачен тот художественно – культурный противовес абстрактному слову, который делает мозг человека более - менее органичным. Само искусство… в том числе театр… стало всё более формализовываться. Дошло до того, что Станиславского подвергли критике и забвению.

Учёные вряд ли знакомы с театральной теорией. Вся «Система» построена на сознательном овладении подсознательными процессами и эмоциями. Через образы, при помощи слов. Т.е. работа режиссёра - это создание роли, спектакля, из той образной базы, которая накоплена в его собственном мозге. Собственно, так работает любой творческий человек, включая и учёных. Талант - универсален. Знания разные.

С талантом человеку не пропасть.
Соедините только в каждой роли
Воображенье, чувство, ум и страсть
И юмора достаточную долю.
И.В.Гёте

Мне - человеку, всю жизнь работающему на развитие эмоционально – образных составляющих психики детей, пришлось однажды обнаружить, что я живу в мире, который не знает – что такое ОБРАЗ! Даже учёным невозможно объяснить, что условная форма второго сигнала – в силу своей природы - не способна нести никакой информации.
Информация – это первый сигнал, образы. А слово, речь – это обученная связь условной формы… и н-ного количества образов.
Другими словами, для развития речи, мышления и, собственно, разума – первый и второй сигналы должны работать в тесном взаимодействии. И, значит, должны быть развиты обе части коры, работающие с этими сигналами.

Но сегодняшнее общество не знает – что такое образ. Педагоги не знают! Только что спорила на форуме творческих педагогов. Учителям по литературе пыталась объяснить, что дети не будут читать книги, если у них не развита активная связь между словом и образами. Сомневаюсь, что поняли.
Психологи уверены, что знают. Тем не менее, первая сигнальная система – ни теоретически, ни практически ими не изучена. В качестве разумной части мозга не рассматривается.
Полагаю, и физиологи считают себя сведущими.
Хотелось бы в это верить. Но верится с трудом. Иначе, уже была бы единая теория разума, а не множество гипотез.

Ни одного грамотного учебного или научного материала на тему «образного мышления» я не обнаружила.
Но даже если и есть такой материал, толку – то? У взрослого населения страны недоразвиты две системы мозга из трёх, включая лимбическую – эмоции. А дети и слов таких не знают – образное мышление. Будь даже такой материал – люди его не поймут.
Народ с педагогически заторможенным мозгом. Бездарный, с убогим мышлением, с неразвитыми высшими чувствами. С формальной или примитивной речью. Какую страну может организовать такой народ? И почему наши дети решают, что для них легче сделать шаг с крыши, чем жить дальше?

Помните сказку о голом короле? Там было четыре типа людей: Шутники, придумавшие сей розыгрыш… или аферу. Люди, которые видели правду и не боялись говорить правду. Те, кто видел правду, но говорили то, что от них ждут. А четвёртая группа – видела то, что ей было сказано видеть.

Образы весьма коварная штука. Они способны складываться в систему мира, которая очень сильно неадекватна реальности.
Театральный закон – «Вижу, как дано, отношусь, как задано» - при неумении «видеть как дано», в жизни может воплощаться в «вижу, как задано». Видя тарелку, артист может относиться к ней, как к жабе, которую нужно поцеловать. Он будет с отвращением целовать тарелку, представляя её жабой, прекрасно зная, что это всего лишь тарелка.
А русский народ, последние десятилетия, «перецеловал всех жаб», которых ему подносили как «подарки на блюдечке». Т.е. неумение адекватно оценивать объективную реальность.
Но мы знаем и множество людей, которые «целуют жаб» прекрасно понимая, что делают. Это люди умные, с прекрасно развитым мышлением, но с отсутствующими высшими чувствами. Безнравственные.

Я очень уважаю физиологов. Сложнейшая наука, требующая огромных знаний.
Но с человеческими душами всегда работали культура и искусство. Почему физиологи и психологи решили, что они могут обойтись без знаний, опыта, накопленных культурой?
Работа с образом - тоже сложнейшая вещь. Даже творческие работники работают с ним, чаще всего, интуитивно. Неосознанно. Просто, их мозг поставлен на первую сигнальную. А теория есть только у театралов.
Я, ни в коем случае, не критикую то, что делают учёные. Хотя, на мой дилетантский взгляд, физиологи изучают человеческий мозг, не понимая добрую половину психических процессов, которые в нём происходят.

Но, в любом случае, физиологи не могут не знать о рефлекторной связи между первым и вторым сигналами, между образами и эмоциями. Так, почему ни написать статью, ни объяснить народу, что эмоционально – образное развитие совершенно необходимо? Что такое образ и что такое слово? Люди очень интересуются научными статьями и доверяют мнению учёных.

Я три года бьюсь в интернете, объясняю. Но, кто будет слушать - какого-то заштатного работника какой-то культуры? Это и раньше было несерьезной профессией, а сейчас и вовсе что-то вроде клоуна.
Пробиться на какой-то более – менее серьёзный уровень специалистов – невозможно. Да, и нет, наверное, таких людей в интернете. Они в реальной жизни делами занимаются.
Обращаться с такими вопросами в культуру? Смешно, но сегодня им самим надо объяснять – что такое образ. А психология, на мой взгляд – бездонная трясина из псевдо - умных слов.

Со страной происходит страшная беда. Ведь, главное - не экономика, не политика. А люди, которые делают экономику и политику. Но все словно ослепли. Правительство, учёные, народ. Ситуация почти безнадёжная. Понимать, практически, некому, так как нет необходимого развития.
Душу мы потеряли всем народом.

Но если мы сегодня этого не поймём – дальше некому будет понимать. Мы не попытаемся что-то сделать – некому будет пытаться. Уровень культуры, который однажды упал – поднять крайне сложно. Да, и не дадут.

По опыту знаю, что от письма вряд ли будет толк...
Но попытаться стоит.
Спасибо за внимание.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 15 апр 2012, 10:09

Тема крайне важная, поэтому, добавлю.
Поскольку, не физиолог, заранее прошу прощения за допущенную безграмотность.

Базовые виды образного мышления – наглядное (вернее, непосредственное восприятие и анализ), воображение, фантазия, ассоциативное, обобщённо – абстрагированное, обобщённо – абстрагированное, совмещённое со вторым сигналом, аналитико – синтетическое (мысли) и эмоционально – образное.
В этом надо разбираться более подробно. Наверное, можно добавить ещё какие-то виды образного мышления. Но, вот эти основные.
Надо просто понимать, что образное мышление - это сама жизнь.

Умные люди сделали выводы: Наивысший разум – это умение работать абстракциями. И, своё понимание разума – они передали всем людям.
Они были правы: Высшее развитие мозга, без абстрактного мышления невозможно. Нельзя стать ни мыслителем, ни учёным, ни художником.
Вот только, у «умных людей» - были активно развиты, прежде всего, эмоционально – образные части психики. А их идеи восприняли не очень умные люди. У которых не было достаточного развития, чтобы понимать мудрецов. Гениев - Павлова и Станиславского судят посредственности. Ещё какие пренебрежительно – высокомерные высказывания. Да, ладно бы, знали об их исследованиях. Так нет, нахватались чужих, поверхностных мнений.

1. Непосредственное восприятие и анализ в психологии называют «наглядно – образным мышлением». А это не соответствует реальному положению вещей, потому что органов чувств у нас пять. Так же непосредственно мы воспринимаем, опознаём, осмысливаем, анализируем - звуки, вкусы, тактильные ощущения, запахи.
Простое восприятие и опознание – это ещё не мышление. А вот если мы будем изучать – рассматривать, трогать, вертеть в руках, нюхать, на зубок попробуем – т.е. попытаемся понять - что это, как устроено, из чего сделано, как работает – это уже мышление. Можно назвать конкретно – аналитическим, действенным. Наглядный же образ, без восприятия других органов чувств, – не будет полноценным.

2. Воображение - визуализация реалистичных образов, запечатлённых в памяти ассоциативной коры.
Вряд ли память фиксирует всю нашу жизнь. Т.е. бытовые, повторяющиеся изо дня в день, процессы – мы не запоминаем. Памяти не нужно сохранять множество вариантов одного же и того же. Запечатлеваются какие-то новые обстоятельства, поддержанные эмоционально. Наш мозг активно реагирует на новые образы. Мы не помним то, что было позавчера, но подробно расскажем, как ездили в отпуск три года назад. Так вот, воспроизведение тех записей, которые сделал наш мозг, воспринимая реальность, и есть воображение.
Если верить физиологам, в самом мозге нет никаких картинок. Есть электромагнитные импульсы, которые, каким-то хитрым способом, способны кодировать информацию. Мышление – это обработка именно закодированной информации, да ещё записанной в нейронах. А вот воображение – способно её визуализировать. Т.е. можно вспомнить предмет. А можно представить. Увидеть зрительную картинку, просмотреть «видео – сюжет» какого-то фрагмента жизни, услышать музыку. С другими органами чувств сложнее. Вспомнить можно, а ощутить трудно.

Очень простое упражнение по развитию воображения. Посмотреть на любой предмет, закрыть глаза и попробовать его представить. Не получится: открыть глаза, рассмотреть и ещё раз попробовать представить.
Более сложное упражнение для тренинга артистов: Надо воспроизвести какой-то кусок жизни. Последовательно и детально вспоминать, например, вчерашний вечер.
Вариант медитации: сидеть и мысленно прорисовывать лицо и фигуру Будды.
Игровой вариант с детьми: Представить белый экран и на нём ярко – жёлтый подсолнух, красную машину… рисовать можно что угодно. У детей получается с первого раза.

3. Фантазия (изменение реалистичных образов в нечто, не существующее в реальности).
Реальный мир – это данность. Его надо просто воспринять, запомнить и, при необходимости, вспомнить или представить, вообразить.
Но для того, чтобы изменить этот мир, приспособить его под себя, - непосредственного восприятия или воображения недостаточно. Надо непосредственный или воображаемый образ изменить в соответствии со своими надобностями. Т.е. прежде чем что-то начинаем делать руками, мы должны создать в голове образ того, что хотим сделать. Если такого процесса в голове не будет, мы даже еду не сможем себе приготовить.
Вся цивилизация построена на фантазии. Прогресс человечества основан на свойстве человеческой психики – представления реальных предметов и преобразования реальных образов в нечто не существующее, но возможное для реализации. Если образ есть в голове, он может быть воплощён в жизни.

Психология до сих пор не знает – чем воображение отличается от фантазии, считает их чуть ли ни одним процессом. А, между тем, воображение – это, надо думать, активирование той информации, которая стабильно записана в нейронах. Не изменяемая. А фантазия - оперативные процессы мышления… наверное, что-то вроде кратковременной памяти. Результат же фантазирования, как самостоятельный образ, уже может быть зафиксирован в долговременную память.

3. Ассоциативное (нестандартное мышление, осуществляющее связи между нейронами с похожей информацией).
Каждый нейрон, несущий информацию, соединён с соседними нейронами, в результате чего образуется сложная нейронная сеть.
Не знаю, как именно работает непосредственно сеть… но связывание информации может происходить разными способами. Последовательно – логически, например. Одно – связано с другим, образуя причинно – последовательную цепочку. Например, если мы скажем слово «брюки» (образ «брюки»), можем выстроить какое-то количество простых логических цепочек. Брюки, куртка, ботинки. Брюки, жена, утюг. Брюки, пуговица, иголка. Брюки, дырка, деньги, магазин.
Всё – стандартно – привычное, нужное, но не интересное.
А, вот ассоциативное мышление – нестандартное. У каждого человека с образом брюк связаны свои мысли – воспоминания, напоминания. Такое мышление оригинально - неповторимо. Поэтому, оно особенно активно у творческих людей.

4. Обобщённо – абстрагированное - много аналогичных образов сводятся к чему-то среднему, несущему основные признаки. У художников это называется стилизация.
В нашей памяти существует огромное количество образной информации на самые разные темы. Бесконечные образы людей, девушек, детей, собак, машин, деревьев, цветов.
Если бы мы не могли объединять все эти тысячи образов в обобщённые понятия, нам бы было трудно анализировать мир, невозможно было бы найти что-то в памяти.

5. Обобщённо – абстрагированное, совмещённое со вторым сигналом.
Иначе – абстрактно – словесное. Но это не совсем верно. Второй сигнал – это не только слово. Это ещё цифры, ноты, разнообразные научные, профессиональные, дорожные знаки, жесты…
В жизни очень много символов помимо слов.
Символы нужны не только для коммуникации – передаче, восприятию, или фиксированию информации.
Без символов было бы затруднено мышление. В ассоциативной коре безумное количество информации. Нужную, конечно, можно найти – логически или ассоциативно. Но это не быстрый процесс, даже при той скорости, с какой работает ассоциативная кора.
Информацию можно было бы вспомнить только по наглядности. Увидели собаку, она, по ассоциациям, вызвала образы других собак. Так мыслят животные.
При наличии же условного символа, нам не обязательно видеть собаку, чтобы вспомнить о существовании собак. Услышали или прочитали слово, оно рефлекторно активировало всю ту кучу образов, с которыми связано. А куча образов, активированных одномоментно - это и есть обобщённый образ, под началом одного символа. Такое, расплывчато – общее понимание предмета разговора. Для более углублённого понимания придётся анализировать уже образы.

6. Аналитико – синтетическое – мысли.
Сегодня, мало кому можно объяснить, что мысли и слова – это категорически разные процессы. Мысли - это обработка образной информации в её электромагнитном варианте, без визуализации.
Воображение – медленный процесс, так как осуществляется в результате произвольного внимания. А мысли - непроизвольный или послепроизвольный. Очень быстрый.
Сначала мы обдумываем чёртову уйму образов, а потом связываем результат мышления со словами, формулируем мысли. Это уже, как бы птица, посаженная в клетку.
Любой жизненный образ мы можем разобрать на части – отдельно носик, отдельно хвостик… а, изучив по частям, воспринимаем целое, зная – какой хвостик, какой носик.

7. Эмоционально – образное. По верхнему уровню развития - это высшие чувства – мышление, соединённое с эмоциями.
Но и без высших чувств, эмоции являются очень важным элементом мышления. Каждого из нас окружает неподъёмное количество образной информации. Всё – увидеть, понять, осмыслить – человеческому разуму не под силу. Именно эмоции служат тем ситом, которое осуществляет разбор поступающих данных на нужные - важные и ненужные – не важные. Важная, интересная информация, при поддержке эмоций, мгновенно фиксируется в долговременной памяти. Ненужную – можем даже и не увидеть. Т.е. глаза увидели, а внимание - прошло мимо.

Трагическая ошибка науки психологии… исключительно на мой взгляд!... заключается в том, что она проигнорировала ту часть коры головного мозга, которая работает непосредственно с информацией. Думаю, и учёным сегодня будет крайне трудно осознать простейшую мысль, что нельзя мыслить формами. Что мышление может быть только и исключительно образным. А второй сигнал осуществляет организующую функцию.
При этом ни первая, ни, тем более, вторая сигнальная - не являются собственно разумом. Как не может быть разумной самая замечательная библиотека или компьютер. Без внимания, которое направляет наше ЭГО, сигнальные системы останутся лишь компьютером без человека.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 24 апр 2012, 22:08

Честно говоря, мне неудобно писать, поскольку залезла на чужую территорию.
Я имею крайне поверхностные знания о физиологии мозга, лишь слегка разбираюсь в психологии, профан в философии, неуч в лингвистике… т.е. в отношении данных наук меня можно назвать просто невежественной.
Но я понимаю – что такое первая сигнальная система. Умею читать эмоционально – образное состояние человека и животных. Проверенным фактом для меня является чувствование эмоций других людей.

Физиологи знают, что эмоции способны работать самостоятельно, как сигнал?
Не только, как реакция на сенсорное отражение, а передача и восприятие непосредственно эмоций? (По сути, передача и восприятие эмоциональной информации, как момент коммуникации) Способных активировать не только подходящие образы, но и, в сильных случаях, доставая даже до слов?
Рефлексы, как мы знаем, работают в обе стороны: слово, через образы, может активировать эмоции. Но и эмоции, опять же, через образы способны достать до символа. Как говорится, понимаем друг друга без слов. Но психика, с младенчества, должна быть тренирована в этом направлении.

Является ли эмоция сигналом? Можно спорить. Но наличие рефлекторной связи между образом и эмоцией, вроде бы уже научный факт. Нет?
В любом случае, если материалом искусства, которое отражает жизнь в художественных формах, являются образы, слова и эмоции, то они столь же важны и в жизни. Соответственно, первую и вторую сигнальные системы и ту часть лимбической, которая отвечает за эмоции – необходимо развивать и координировать.

Плохо сегодня в мире. И очень плохо в нашей стране. Интеллектуально – культурный уровень резко понизился, в среднем, приближаясь к уровню «чуть выше примитивного».
В России всегда было плохо с таким развитием. С этой точки зрения интересно было бы изучить традиционное воспитание детей у разных наций. По-разному развиваются части мозга детей – у разных народов. У русских традиционное воспитание основано не на понимании необходимости каких-то действий, поступков, а на подчинении приказу. Подавляющая часть русских родителей и педагогов не воспитывают детей, а управляют ими. Самостоятельное мышление (анализ ситуации, приводящий к осознанию необходимости именно такого поведения) подавляется. Соответственно, эмоциональность плохо контролируется, поскольку её могут контролировать только образы, но никак не слова. Родительское же «надо» или «нельзя» - это только слова, которые мало связаны с детским «хочу – не хочу». А у самого ребёнка не развивают образное мышление, в результате которого он сам придёт к нужным выводам.

Винить традицию – нельзя. Это, уж, как сложилось веками.
Но, последнее столетие – активно развивались науки. Поэтому, в том, что сегодня происходит с русским народом, лично я склонна винить учёных. У Культуры не было шансов. Не могла она противостоять всеобщему средне – высшему образованию (забывшему об эмоционально – образном развитии) и информационно – технологическому рывку (когда человек успевает только воспринять информацию, но не осмысливает, не обрабатывает её).
Была возможность пойти по психологически другому пути. Поколение военных детей воплотилось в поколение «шестидесятников». Сами условия жизни способствовали более – менее органичному развитию их мозга. И, ведь, люди чувствовали. Именно тогда возник спор между «лириками» и «физиками». Если бы в то время теоретики разобрались с идеями Павлова и Станиславского, и было бы скорректировано образование, с учётом равномерного развития всех систем мозга… сегодня русские были – бы настоящими детьми и внуками шестидесятников. А не теми, кто, деградировав, разрушил и продолжает разрушать собственную страну.

Как формируется психика, в зависимости от развития разных систем?
(С моей, дилетантской точки зрения)
Первая сигнальная – воспринимает, опознаёт, осмысливает, анализирует окружающий мир. В любых, даже самых абстрактнейших формах. Любой учебник – это, прежде всего, сенсорное восприятие. А любой символ что-то обозначает только потому, что рефлекторно связан с образами.

Сенсорная информация фиксируется в нейронах, чаще всего, непроизвольно. А это означает, что это адекватная информация, ещё не обработанная мышлением. Сначала воспринимаем… и только потом обдумываем. Поэтому, «утро вечера мудреней».
Т.е. в нейроны пишется адекватное, прямое отражение действительности.
Но, затем, в результате мышления, адекватные образы могут… как бы это сказать… получить другое толкование, в зависимости от предыдущего опыта, знаний. Сама память – верная, объективная. А наше осмысление информации – субъективное. (Сегодня – мы злы на человека, обижены. Но, по прошествии времени, вспоминая прошлое… т.е. объективные данные, записанные в нейронах… возможно, поймём – как были неправы сами).

У Станиславского есть термин «чувство правды». Искусство принципиально невозможно, если у художника отсутствует чувство правды.
Любое творчество это фантазирование на основе памяти и воображения.
Вообразить можно только то, что есть в памяти. Нельзя представить то, чьего образа нет в голове. Хотя, можно нафантазировать или смоделировать из имеющихся данных.

Фантазия – это откровенная придумка. Если идёт сознательное изменение образов… это или игра, творчество… или ложь.
При игре – придуманные образы условно выдаются за настоящие.
Ложь – неадекватные образы выдаёт за правду
А, вот, скомпилированный образ – это или предварительный образ, с пониманием того, что это не настоящее. (Можно предположить, как выглядит поверхность Венеры или Юпитера, зная, что это только гипотеза).
Или самообман. Человек, при недостаточности информации или неумении её осмыслить, принимает собственную или чужую придумку за настоящее. (Готовые мысли воспринимает. Вернее, мысли, оформленные в словах)
Это самый плохой вариант. Хуже, чем сознательная ложь. Потому что это искажённое видение реальности. Люди, в этом случае, превращаются в психологических овец. Куда «баран» поведёт…

Искусство ни в коем случае не может быть основано на неадекватных образах. Т.е. в основе искусства лежит воображение, от которого создаётся фантазия. (Точно так же – во всех сферах жизни, без исключений)
Фантазия построенная на фантазии – не будет иметь корней в реальности. А, значит, у нас не будет общей базы для понимания, для оценки. Единственная база, которая не даёт человеческим умам слишком сильно погрузиться в собственные субъективные миры – это сама реальность, зафиксированная в наших нейронах в виде объективных образов. Поэтому, произвольному вниманию и нет хода в ассоциативные участки коры. Произвольно мы бы там таких дров наломали…

Впрочем, человечество уже «наломало дров», сделав второй сигнал – главным в мозге. И, забыв, о существовании первого. Ребёнка можно, попросту, научить видеть мир таким, каким хотят взрослые. Для этого надо всего-то постоянно тренировать произвольное, выборное внимание… например, в течение десяти лет школы.
У произвольного и непроизвольного внимания разная волновая активность.
(Ещё раз извиняюсь за безграмотность, но иначе не объяснить)
Глубокое мышление - аналитическое, творческое – невозможно на бета волне. Нужна альфа или даже тета. Нужно одиночество и умение перейти на спокойную, волновую активность мозга. (Лучше всего думается в ванне или, когда ложишься спать)
Если слушаешь беседы учёных между собой – там чётко наблюдаются секунды общения и секунды внутреннего ухода в себя, для осмысления и формулирования.
А вот в рассудочном обществе, мыслящем готовыми штампами, такое может восприниматься, как «тормоз».

Детей просто учат постоянно работать произвольным вниманием и мыслить с помощью слов. Самостоятельное мышление ребёнка, в наших условиях, формируется только в примитивно – бытовом направлении. И в направлении – как избежать правил, установленных старшими. Что и привело к образованию внешне законопослушного, но внутренне, готового к нарушению закона, – народу. Формально воспитанный, а по внутреннему состоянию, часто, – дикарь. Хорошо образованный, при этом верующий или исповедующий мистику, обрывки экзотических, восточных учений… в общем, чем дальше от адекватности, тем лучше. В этом проявляется наша национальная особенность - уйти от реальности. В той же Европе, люди, возможно, имеют худшее образование, но они приучены жить, пусть, в скучном, но реальном мире, а не в мире увлекательных, но пустых фантазий.
Хотя, сегодня рассудочность побеждает во всём мире. А это может привести к гибели цивилизации. Люди с примитивным мышление и культурой – это неумные люди. Не творческие. И безнравственные.
(Потряс сюжет из Китая – когда крохотную девочку сбила машина, мимо проходили, проезжали люди… и никто не остановился. В России, которая сегодня очень рассудочна, такое просто невозможно. Мы пройдём мимо упавшего взрослого… но ребёнок…)

Высшие чувства, это мышление (образы), совмещённое с эмоциональными оценками.
Эмоции, чувства – непроизвольный процесс. Произвольно ими управлять нельзя, так же, как и мышлением.
Тем не менее, мышление можно корректировать, направлять словами или воображением (это произвольный процесс)… а уже образы, корректируют эмоции и чувства. Это такой, обходной маневр.
Например, артисту нужно сыграть роль с сильными эмоциями.
На сегодняшних артистических сайтах прочитала советы – как вызвать у себя слёзы… типа: надавить ногтем на край глаза. Такие советы говорят о том – насколько плохо обстоят дела даже в артистическом мире. А всего-то надо настроиться на печальные воспоминания, которые есть в памяти любого человека. Заново их пережить, и слёзы пойдут.
Осмыслив какую-то ситуацию, можно изменить собственное эмоциональное состояние. Так работают психоаналитики. Работая с образами, можно вызвать в себе сильные чувства. Фильм был с О. Янковским – «Влюблён по собственному желанию». Вполне возможная ситуация. В жизни происходит то же самое, только бессознательно - неконтролируемо.

В мышлении очень помогают слова. Слова, как уже писала, могут и эмоции вызвать.
Но слово связано с большим количеством образов. Каждый, из которых, может быть связан со своей эмоцией. Одни образы собак вызывают в нас положительные эмоции, другие – отрицательные, третьих жалко. Т.е слово вызовет обобщённый образ, который вызовет обобщённую эмоцию.
Для коммуникации – это нормально. Для мышления и творчества – категорически нет. Нельзя играть ни обобщённый образ, ни обобщённую эмоцию. Это не будет искусством. Нет глубокого проникновения в образ, а эмоциональность - грубая, поверхностная.
Сами эмоции могут, при этом, зашкаливать. Показывали документальный фильм – снимали потенциалы мозга актрисы после проведённой сцены. Данные - на грани инфаркта или инсульта. А игра бездарная. Метаться по сцене и вопить – не значит играть. Накрутить себя до истерического припадка способна любая женщина.
Сто лет назад Станиславский чётко высказался – как сознательно управлять эмоциями.
"Чувству нельзя приказывать, говорит Станиславский. У нас нет непосредственной власти над чувством такого характера, как над движением или над ассоциативным процессом. Но если чувство «нельзя вызвать... произвольно и непосредственно, то его можно выманить, обратившись к тому, что более подвластно нашей власти, к представлениям» 10 (Л. Я. Гуревич, 1927, с. 58).
Сегодня Станиславский, практически, забыт.

Мозг – сложнейшая вещь. Преклоняюсь перед учёными, способными в нём разбираться.
Тем не менее, вот такая гипотеза от дилетанта:

Есть некие структуры - что-нибудь вроде таламуса, которые являются тем, что мы идентифицируем, как наше «Эго».
«Эго» наитеснейшее связано с эмоциями. Например, с гипоталамусом. Но, способно, усилием воли, от него отгораживаться, исключая его из своего внимания.
Это вовсе не останавливает активеность эмоций, но делает её «подрывной». В результате разбалансированности работы систем, человек «выгорает» эмоционально, приходит к депрессии, к психическим заболеваниям.

Само «Эго» самоосознающее (разум), но не интеллектуальное. В лимбической системе негде хранить информацию.
Его интеллект находится в сигнальных системах, которыми мы управляем с помощью двух видов внимания. (Более близкая, интимная связь с первой сигнальной – через непроизвольное внимание с подключением эмоций)
Соответственно, от развитости и скоординированности сигнальных систем – зависит сила нашей личности – душа, «Эго».
Вот так, простенько и изящно. По голове, только, не бейте.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 28 апр 2012, 23:27

Сохранила для себя цитату:
«В человеческом мышлении и в его аналогах у животных, особенно у последних, легко завоевывают себе место стереотипы. Да и жить они существенно помогают: не надо каждый раз заново решать стандартные задачи. Стереотипное мышление - базис для нестереотипного, как бы высвобождение для него пространства и времени. Но если стереотипное мышление - уже решенная мыслительная операция, нестереотипное - решение по большему или меньшему количеству известных опорных данных, то что такое внезапное понимание, озарение - творчество?»
Бехтерева Н. П.

«…что такое внезапное понимание, озарение - творчество?»
Если интересно, могу объяснить. Своими словами.

1. Во первых, необходимо понимать, что творчество – это производное исключительно первой сигнальной системы. Акт творчества – это сначала создание образов в голове (на основе имеющейся информации), а затем изменение самой реальности, согласно разработанному плану – эскизу. Сначала идея – создание предварительного образа, и только потом – её воплощение.

Без создания предварительного образа конечного результата, никакого творчества не будет. И вообще ничего не будет. Если мы выходим из дома, не имея конкретной цели, к которой должны прийти, куда, в итоге, придем?

2. Сегодня мы имеем жуткую вещь - управляемое творчество, произвольно формируемое нашим «Я». А между тем, мышление, в том числе творческое, - может быть полноценным только если оно использует все возможности ассоциативной коры. Сознательные, но, по большей части, подсознательные. Вся «Система» Станиславского направлена та то, чтобы артист мог сознательно работать с подсознанием.

А что такое подсознание?
Не утверждаю, что абсолютно права, но гипотеза такая: Основную массу информации о реальном мире человек получает в первые годы жизни. Маленький ребёнок осваивает реальность непроизвольно и в титанических объёмах. Ему же не только образы бесчисленных реальных вещей надо узнать, но и образовать между ними логические и ассоциативные связи. Связать образы со вторым сигналом, с эмоциями, с физикой тела. К десяти – одиннадцати годам - ребёнок усваивает всю базисную информацию об этом мире. Причём, объективную информацию, поскольку у него более активно именно непроизвольное внимание, без произвольной коррекции воспринимаемого.

Но, поскольку, в первые годы жизни преобладает именно непроизвольное внимание, а роль второго сигнала ещё незначительна, сознательно – произвольно добраться до информации, накопленной в это время, - практически, невозможно. А, между тем, это базисные образы. От которых строится ассоциативная сеть. То, что заложено на этом уровне – определяет характер, вкусы, приоритеты человека. И его талант.
Более того, непроизвольное внимание работает всю жизнь. Рефлекторно – неосознанно отбирается именно та жизненная информация, которая близка базисным образам. К тому же, она поддерживается эмоционально. Что-то нравится нам или, наоборот, не нравится..
Самое интересное, что сознательно человек может не понимать, что нужно его собственному подсознанию. Но, рано или поздно, сознательные и подсознательные установки могут войти в жёсткий клинч. Это просто ощущение себя несчастным, не на своём месте. Это депрессия, апатия, утрата смысла жизни. Отсюда, поиск смысла жизни.

3. Творческие, мыслящие люди – не ищут смысла жизни. Они умеют работать с подсознанием, т.е. умеют слышать, понимать глубинные потребности психики.

Мышление и творчество – сознательно - непроизвольные процессы.
Но, итоги размышлений корректируются произвольно. Это редакторская работа мозга.
Т.е. творчество - это свободный полёт. А потом этот полёт редактируется, проверяется, формулируется – уже произвольно.

У русских людей, воспитанных на втором сигнале, очень сильный «редактор». При почти полном отсутствии «творца». Т.е. правила знаем, а творить не умеем.
Это проблема не только сегодняшнего времени. Если посмотреть на вещественную культуру… много ли мы найдём вещей самобытных для России? Почти всё придумано не нами. Если что-то и было… не получило развития.
Да, мы умеем брать чужие идеи и возводить их на новый уровень. Но не создать что-то своё, с ноля.
Творческих-то людей всегда было достаточно. Но, попробуй, пробейся с новой идеей не только сквозь стереотипное мышление бояр и чиновников, но и самого народа. Люди с творческим менталитетом в русском обществе никогда не поощрялись. А апробированные западные идеи воспринимались и воспринимаются, как эталон качества и образец для подражания.

4. Таким образом, мышление и творчество – это нестереотипная работа первой сигнальной системы. Причём, второй сигнал тоже работает непроизвольно.
Устойчивая работа непроизвольного внимания в психологии называется послепроизвольным вниманием. Не знаю, есть ли у него какие-то физиологические особенности. Возможно, и нет никакого послепроизвольного внимания, а есть умение чередовать произвольное и непроизвольное внимание, при устойчивой, действенной увлечённостью работой.

А что же такое - внезапное понимание, озарение?

Есть проблема, которую надо решить. Если в этом эмоционально заинтересовано наше Эго, то подсознание (ассоциативная кора) - получает задачу, над решением которой начинает трудиться.
Сознательно обдумывая проблему, набирая дополнительную информацию по теме, мы добавляем материала для работы подсознания.
Что здесь важно, - не мешать подсознательной работе мозга, который анализирует огромнейшие массы информации. Не строить сознательных гипотез… они будут стереотипными, значит, неверными.

Мыслители и творцы, как правило, глубоко погружаются в свои мысли… происходит сознательно – подсознательная обработка информации. В этом случае – никакого озарения не происходит. Идёт постепенное осмысление или находки… поэт и композитор, в этом случае, быстро записывают то, что пришло в голову. Потому что данная комбинация мыслей - непроизвольно – мимолётная и быстро забудется, если не будет зафиксирована вторым сигналом.
А, вот, если человек не может услышать ответ своего подсознания… результат может ему присниться. Или, к примеру, случится озарение, при погружении в ванну.

Интеллектуальная работа мозга осуществляется в первой сигнальной системе.
Редакторскую работу, скорее всего, осуществляет Эго. Оно может входить в ассоциативную кору непроизвольным вниманием.
Но внимание – это медленный процесс. А ассоциативная кора, судя по всему, работает, как мощный компьютер. Т.е. скорости несоизмеримы. Поэтому, в творчестве необходимо отдаться работе подсознания, контролируя только ключевые моменты.
Сознательно мы не сможем проконтролировать физику тела, эмоции, глубину понимания. А у ассоциативной коры отработаны все рефлексы. Нам только вспомнить образ, какого-то действия, и физика тела приходит в готовность. Всплывают нужные слова. Сами собой приходят нужные знания.

Первая сигнальная система - гениальная часть мозга. Развивай её у детей с младенчества, будет народ гениев.
Между тем, в учебниках по психологии написано: что это животная часть мозга.
А я уже отчаялась объяснить людям необходимость эмоционально – образного развития. Не понимают.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 04 май 2012, 00:59

Накануне 1 мая у меня случилась беда. Надеюсь, обратимая.
Произошел микроинсульт... я успела остановить. Пострадал крохотный участок мозга, отвечающий за координацию. Вот, сейчас стараюсь ходить не качаясь. Т.е. в данном случае - образ, например, тротуара, дороги чётко понимается, а связь с мышцами... с чем там ещё... вестибулярным аккаратом... нарушена.
В этом случае рефлексы разовьются быстро. Вопрос, только, что делать с ощущениями онемения правой половины тела? Надеюсь, со временем пройдёт. Кстати, дифенин помогает классно. Но речь не об этом.

Мы, всем миром, заблудились. Когда происходят такие вещи, особенно понимаешь: Всё зависит от физиологии мозга. Нет никакой души. Сплошная физиология и результат её работы – психика.

Первое, что человек воспринимает и понимает это жизненные образы. Это и есть разум.
Затем, образы координируются с движениями и эмоциями.
И только на последнем уровне - со вторыми сигналом.

Наш народ, включая науку и педагогику, решил стать очень умным.
А для этого надо иметь хорошо развитое абстрактное мышление. Но, ни до кого не дошло, что разумными могут быть только образы. Они - сама информация. А абстрактное мышление - высшая форма ОБРАЗНОГО мышления, доступная только высокоразвитому мозгу. Т.е. мозг должен быть очень хорошо развит, чтобы прийти к абстракциям.

А что делаем мы? Мы берём девственно - чистый детский разум и переводим его на второй сигнал.
Духовность не развита, культура не развита, мышление - не развито, высшие чувства на нуле. Вместо умного народа получился народ – идиот.

Я не хочу больше бороться. Устала кричать в пустоту.
Эту страну уже не спасти. Теперь, только о собственной жизни беспокоиться.

Так что, спасибо за внимание.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 08 май 2012, 15:57

Поскольку, учёные отстранились от проблемы... или даже не понимают её...
Мне, глупой приходится стараться. Как говорится: умирать, так с музыкой.
Вот, статья из Правдинфом. http://trueinform.ru/modules.php?name=N ... e&sid=4025
Может, хоть кто-то услышит.


Почему, достигнув благосостояния, целые народы словно утрачивают инстинкт самосохранения и погибают?
Морозова Татьяна Васильевна

Что сегодня происходит с человечеством?
Почему гибель современной цивилизации почти неизбежна?
А гибель России неизбежна – без всяких «почти»? Прямиком направляемся к финалу.

Вопреки всеобщему мнению, дело не в политике и не в экономике. И не в отдельных личностях – на каком бы посту они ни стояли. Проблема заключается в том, что нынешняя цивилизация достигла интеллектуального предела развития... и уткнулась в тупик... дальше – некуда.

В истории человеческих цивилизаций такое случалось регулярно. Общество развивается, а потом начинает загнивать и разрушается. Вот так человечество всё время и ходит кругами. Единственная разница – в развитии наук и технологий. Знания накапливаются от столетия к столетию.

Вопрос: Почему, достигнув благосостояния, целые народы словно утрачивают инстинкт самосохранения и погибают?

Ответ: Из-за чрезмерного развития лобных долей! Речь – создатель человечества. И она же его погибель.

Собственно, сама речь ни при чём. Просто, по мере социального развития, слова постепенно утрачивают природную органику, всё больше формализуясь. Когда детей, в массе, начинают учить не истинным словам, а формальным... это начало конца. Жизни государству осталось максимум на два – три поколения.

Вот и сегодня: Из-за научно – педагогической ошибки, поставившей развитие мозга в зависимость от развития лобных долей, была массово нарушена органика мозга у народов наиболее цивилизованных государств.
И особенно в России – из-за всеобщего, обязательного, среднего образования.

Читатель может возразить: Как же так? Ведь, слово – это сам разум!

А вот и нет! Не разум. Слово – это условный символ. Условная, искусственная – т. е. -придуманная форма. Причём, для каждой отдельной страны – свои символы – слова.

Вот и получается: как только народ начинает общаться символами, а не истинной речью, он очень быстро деградирует. Проще говоря, глупеет.

Что имеется в виду под "истинной речью"?

Зарубежные психологи и физиологи, в своё время, сделали выводы о том, что человеческий разум зависит от слова, т. е. от развития лобных долей.
А русские учёные всегда ориентировались на запад. (Хотя, были отечественные, научные разработки)

В соответствии с этим заключением, у детей, массово и усиленно, развивают именно лобные доли. Развивают люди, чей мозг уже доминирует по второму сигналу. И которые даже не пытаются задумываться о том – что такое слово.

А подумать следовало бы! Как несколько условных букв могут переносить громадный смысл? И что такое смысл? А что такое мысли?

Мысли мы формулируем словами. Значит, сами мысли – это не слова. Это то, что до слов. А что же это тогда?

В России были учёные. Был Сеченов, был Павлов, Ухтомский... был Станиславский. Гении – международного масштаба.

Павлов продолжил работу Сеченова о рефлексах головного мозга.
Но, кто продолжил учения Павлова и Станиславского?
Никто! Их учения остались на том уровне, на котором оставили их сами учёные.
Они не опровергнуты! Они просто не поняты и оставлены!

Физиологические факты:
Высшие психические процессы осуществляются в коре головного мозга.
30% от общей площади коры – занимает вторая сигнальная система (проще – лобные доли). Второй сигнал – это условный символ – слово, цифра, нота, жест... любой условный знак. Сигнал светофора, например.

В соответствии с нынешней научно – педагогической установкой – именно эти 30% коры активно разрабатываются у детей последние 50 – 60 лет.

Но, позвольте! А остальные 70% коры? Они – высшие функции не осуществляют?
И чем же занимаются эти 70% коры – не чего-то там – а, большого мозга?

Это сенсорная кора! Которая воспринимает и обрабатывает абсолютно всю жизненную информацию. (А другой просто не существует) Фиксирует её в кратковременной или долговременной памяти... что позволяет нам иметь не только настоящее, но и прошлое, и будущее. Для того чтобы мы могли узнать о существовании реального мира, этот мир должен отразится в нашем мозге. Отразиться и быть запомненным. Не будет памяти – ничего не будет.

И как же называются эти жизненные отражения в нашем мозге?

Да, просто называются. Образы! А их обработка – образным мышлением... или просто – мышлением! Ещё проще – мыслями.

Сенсорная кора, по Павлову, называется первой сигнальной системой. Первый сигнал – образ. Он, рефлекторно – связан с эмоциями (с лимбической системой), с двигательными разделами коры и со вторым сигналом – условным символом.
Т. е. слово, речь – это взаимодействие двух разделов коры и двух сигналов. Где само слово (второй сигнал) – форма, а образное наполнение – смысл.
(Второй сигнал – слово СТУЛ. А смыслом этого слова являются бесконечные образы стульев, хранящиеся в нашей памяти. Много разных стульев)

К сожалению, до учёных не дошла сия наисложнейшая мысль – что буквы являются всего лишь названием жизненного объекта, процесса. Что мыслим мы не буквами, а самими объектами. Что информация – это образ, а вовсе не символ его обозначающий. Что, главное – человек, а не его имя – Петя! Что ярлык на рабочем столе – это только адрес, а не сама информация.

Истинное слово – это когда мы подразумеваем конкретного человека, произнося слово "Петя". Когда первый и второй сигналы работают одним процессом.

Рассудочные же люди произносят слово – формы, которые могут быть очень опосредствованно связаны с образами. Так... что-то обобщённо, т. е. абстрактно – приблизительно.

Учёные – психологи гордятся тем, что человеческий мозг способен абстрагироваться от реальности. Т. е. детей старательно учат уходить от реальности в абстрактный мир слов и смутных образов.

И что можно создать в реальности таким абстрагированным мозгом? Какую страну можно построить? А если, при этом, половина страны имеет высшее образование – т. е. рассудочность в квадрате?

Вот мы и имеем медицину, которая не умеет лечить... педагогику, доводящую детей до суицида, чиновников, использующих служебное положение для личного обогащения... и т. д, и т. п.

У нас хорошие дети. Но, к великому сожалению, очень глупые взрослые. Даже до педагогов никак не доходит крамольная мысль о рефлекторной связи образов и слов. Хотя, это уже сто лет, как является научным фактом. Поколение за поколение – психика всего детского населения страны подвергается вивисекции. Образное мышление, в буквальном смысле, убивают. Т. е. детей целенаправленно отупляют, останавливают мышление. К девятому – одиннадцатому классу исправить уже ничего нельзя.
А сегодня, когда за детей берутся в детском саду, дети становятся послушно – тупыми уже в младших классах. В итоге, из школы выходят бездарно – посредственные личности, у которых недоразвиты две системы мозга их трёх.

Как результат, в таком обществе – сразу падает уровень культуры. Очень быстро исчезает искусство. Оно заменяется низкосортными суррогатами, доступными для примитивных, недоразвитых мозгов. Мгновенно исчезает поэзия. Оказывается невостребованной литература, классическая музыка. Резко падает уровень науки. Крайне низок творческий потенциал общества в целом. Другими словами – прогрессу конец.

Рассудочные мозги, с доминирующими лобными долями, – могут выучить то, что было придумано до них. Но не могут придумать новое. У них творческое мышление отсутствует. А творчество – это не детские варианты образного мышления – вроде воображения и фантазии. Здесь должен быть уровень мышления на порядки выше.
Более того, они не умеют самостоятельно мыслить. Да, и зачем, если можно просто прочитать и выучить нужные слова?
Рассудочные – не просто не могут творить... они активно противодействуют новому... оно не входит в их заученную систему знаний. А знания – это такая штука, которая должна постоянно совершенствоваться, изменяться. "Новое" в учебниках ещё не записано. А прогресс – это постоянное движение вперёд. Даже остановка – это уже регресс.

Кроме того, мышление в сочетании с эмоциями – это высшие чувства. Без них человек – эгоистичен. Он не имеет гордости, чести, достоинства... не понимает – что такое Родина... не знает – что такое жалость, сопереживание, сочувствие. Без высших чувств – общество, народ – выжить не может. Мы – коллективные существа – выжить можем только поддерживая друг друга.

Соответственно, народ, у которого второй сигнал начал доминировать, – становится нежизнеспособным. Он губит сам себя и губит страну, поскольку, сам ничего не производит. Живёт за счёт того, что было сделано предыдущими поколениями. Так, наследники проматывают наследство родителей.

Полагаю, таких народов в истории человечества было достаточно.
Но гибель вовсе не неизбежна. Если понимаешь проблему – её можно решить, было бы желание. Тем более, что есть прецедент.

Вторая Мировая Война была очень долгой. За эти годы сформировалось мыслящее, чувствующее поколение детей. Оно вылились в поколение шестидесятников, резко продвинувших культуру, искусство, науку, технологии. Не только в нашей стране.
Я счастлива, что видела их фильмы, слушала музыку, читала книги... боюсь, что талантов, подобных шестидесятникам, уже никогда не будет. Вчера смотрела "Войну и мир" Бондарчука. Хочется плакать: До какой пошлости, бездарности скатился бывший СССР.

Теоретически, можно создать сильное, творческое поколение, которое само решит проблемы выживания человечества. Ему это будет под силу. А всего-то надо органично развивать три сигнала – образ, слово и эмоцию. Наряду с речью, мышление и высшие чувства. Притом, что это не только не сложно, но и крайне увлекательно.

К сожалению, практически это почти невозможно. Невозможно объяснить нынешним умникам с высшим образованием, – что такое образ. Т. Е. средство спасения есть! Вопрос – как объяснить рассудочным людям – важность и необходимость культуры, духовности? В самые тяжёлые времена истории нынешней цивилизации – культура и искусство выживали! А мы – такие умные, образованные, сытые – просто забыли об их существовании. Выбросили за ненадобностью, как старый хлам.

Ну, вот, Россия уже умирает. На подходе Европа, Америка. За наш счёт они какое-то время продержатся.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 15 май 2012, 06:24

Развлекаюсь на каком-то психофизиологическом форуме. Решила и сюда вставить пост.

Почитала, правда не до конца, работу А.А. Гостева «ОБРАЗНАЯ СФЕРА ЧЕЛОВЕКА В ПОЗНАНИИ И ПЕРЕЖИВАНИИ ДУХОВНЫХ СМЫСЛОВ»

Вчитываться нет времени. Да, честно говоря, и желания.
Не понимает психология – что такое «образ»

Без всяких научных терминов и ссылок я попытаюсь объяснить – что такое образ.
Но, прежде хочу сказать – у меня есть дети, которые начали понимать – чем воображение отличается от фантазии. Стали задавать правильные вопросы, свидетельствующие о понимании.
За несколько лет работы в интернете, мне не удалось найти понимающих взрослых.

Объясняю, по слогам.
1.Существует реальный мир - объективная, материальная данность – единая для всех людей. Это точка отсчёта. То общее, что лежит в основе любой психики.

2.Для того чтобы живое существо могло выжить в реальном мире, оно должно максимально адекватно познать сию реальность. Будет неадекватное восприятие – сразу попадёшься в зубы.

3.Восприятие реальности происходит через органы чувств, которые совершенствовались по мере развития организмов, достигнув верхней точки развития сначала в мозге высших млекопитающих, а затем человека. Который, по природе, тоже является высшим млекопитающим.

4.Вызывает удивление наука, проигнорировавшая разум животных. Надо думать, по мнению ученых - не владеешь словом – значит, не разумен. А я смотрю в глазки своим кошкам и не перестаю удивляться их уму, чувствам, индивидуальности. Каждая из них личность. Каждая – целый мир. Насколько они все разные. Одно слово – маленькие дети.

5.Животные, как маленькие дети по сравнению со взрослым человеком. Т.е. они тоже разумны, но их разум находится на низшей ступени. Тем не менее, он есть. Потому что у животных и человека общее предыдущее развитие мозга. До лобных долей – развитие было примерно одинаковым. И только активное развитие второго сигнала, поставило грань между животным и человеком.

6.На этом основании наука и сделала выводы о главенстве слова для разума. Т.е. она отбросила предыдущие миллионы лет создания базы разума и сразу обратилась к лобным долям. Но лобные-то доли не на пустом месте возникли. Это мощная программа в дополнение к основной программе. И без основной программы – работать не будет. Она не самостоятельная.

7.Величайшая тайна, колдовство природы – как ей удалось создать ЭГО живого существа? Самоосознающую, самоидентифицирующуюся, самопрограммирующуюся часть мозга? Как-то получилось. А дальше к ней стали пристраиваться другие разделы мозга, другие программы, дополняющие, усложняющие. Первые существа – очень примитивно воспринимали реальный мир. Но уже высшие млекопитающие имеют не только прекрасное обоняние и осязание, но и замечательный слух, и очень хорошее зрение. И они мыслят. Чем, если у них недостаточно развиты лобные доли?

8.Чем? Для науки – сие не тайна. Это тайна для современных учёных. Мышление – это не слова! Мышление, мысли – это образы. Вчера мальчик спрашивает: что со мной было – я задумался и перестал воспринимать окружающее? Что? Если мы уходим в свой собственный образный мир – как, в этом случае, мы можем наблюдать и реальный?

9.Первая сигнальная система – мощнейший, гениальнейший компьютер нашего мозга. Живое существо не способно воспринимать реальность непосредственно. Для восприятия, оценки, осмысления – мы должны снять копию реальности, поместить её в свой мозг, и уже обрабатываем не реальность, а её копию, образ. Т.Е. первичного объекта – самой реальности – для нас вообще не существует. Наличие реального мира мы можем определить только через его отражение в нашем мозге. Как если бы мы могли увидеть реальность исключительно на мониторе видеокамеры или глядя на отражение в зеркале.

10.Но, тысячелетия развития – создали, скажем, совершенные органы чувств, адекватно воспринимающие окружающее. Причём, воспринимающие непроизвольно. Т.е. разум не вмешивается произвольно – избирательно в объективное восприятие реальности. Не случайно, основанной объём знаний о мире люди (и животные) получают в детстве.

11.У малышей – основное внимание непроизвольное. А непроизвольная информация – мало, мгновенно записывается в мозг, но ещё и в громадных объёмах. Непроизвольно и быстро фиксируется сама информация. И формируются логические и ассоциативные связи. Мозг малыша - гениальный лингвист… к трём годам детёныш уже болтает… не имея никаких переводов… по контексту, по образной информации догадываясь о значении даже сложных слов. Именно из-за активной работы первой сигнальной системы – малыши, часто, близки к гениальности. А потом их мозг тормозят, слишком активно переключая на слово и произвольное внимание.

12.Теперь – что такое воображение и фантазия. Называть можно по-разному, суть от этого не изменится. Когда мы воспринимаем реальный мир, мы видим его в живых, ярких картинках. Тем не мене, физиологи утверждают… и я с ними согласна… что в самой голове – никаких картинок нет. Надо думать, чувственные образы – займут слишком большой объём. Кроме того, органов чувств у нас пять. Для целостного восприятия и анализа их данные должны быть перекодированы в один формат. Поэтому, восприятие сразу переводится в электромагнитный вариант и в таком виде фиксируется в нейронах. Подобно компьютеру, мозг способен понимать, читать – именно электромагнитный вариант. Это называется МЫСЛИ, ПАМЯТЬ. И в этом случае, ассоциативные участки коры работают с феноменальной скоростью. Внимание ЭГО за такой скоростью не успевает. Если ассоциативная кора способна обработать сразу всю огромнейшую кучу информации всего за пару секунд… то внимание эго… рассматривает образы по одному. Ещё, непроизвольным вниманием можно удержать, осмыслить несколько образов… произвольным – только один. Это медленный процесс.

13.А теперь смотрите: Живую, жизненную информацию мы восприняли? В нейроны записали? Всё! Диск не перезаписываемый. И не стираемый до конца жизни. Теперь, его в любой момент можно просмотреть. Можно прочитать не воспроизводя – как делает компьютер. Для человеческого мозга - такая программа называется МЫСЛИ, МЫШЛЕНИЕ. А можно воспроизвести – посмотреть видео – ролик прошлой жизни,
прослушать звуки. У компьютера для этого много программ. У человека – одна – ВООБРАЖЕНИЕ. Но со многими функциями.

14.Т.е. воспроизвести записанную информацию можно только воображением. Изменить её нельзя. Диск не перезаписываемый. И вообразить то, что не записано в нейронах – тоже нельзя. Как вообразить то, чего нет?

15.Тем не менее, вообразить то, чего нет – можно. Эта программа называется ФАНТАЗИЯ. Она строится исключительно на основе воображения. Фантазия должна от чего - то отталкиваться. И если настоящую информацию изменить нельзя… только убить сам нейрон… то фантазия - это оперативный процесс. С копией настоящего образа можно делать что угодно.
Фантазия, моделирование, прогнозирование, планирование, предсказание, предвидение. Это всё родственные процессы. Выстраивание новых образов, на основании стабильных воображаемых. Но если воображаемый образ – близок к адекватности с реальностью. Фантазийные процессы могут очень далеко от неё удалиться. Происходит интересная вещь: одновременно в мозге существуют настоящие, адекватные образы – правда. И, часто, неосознаваемо – фантазийные – ложь. Их конфликт называется СОВЕСТЬЮ.

16.Не случайно Станиславский считал, что для артиста важнее развитие воображения, а не фантазии. Без «чувства правды» - нельзя построить правдоподобную фантазию. А людям интересны не пустые фантазии, а связанные с реальностью.

Если будет интересно, то продолжу….

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 17 май 2012, 10:00

Продолжение.

17. Учёные прошлых веков – уже давно докопались до правды, до истины.
Но, похоже, сами того не поняли.

Очень люблю философские словари.
Давайте посмотрим, что такое ИСТИНА?

Философский словарь
"ИСТИНА"
— адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория И. характеризует результаты познавательной деятельности с т. зр. их объективного содержания, к-рое выделяется практикой. Основу диалектико-материалистическои концепции И. образует учение об абсолютности, относительности, конкретности, процессуальности И. Проблемы, связанные с условиями постижения. и удостоверения И., разрабатываются в теории познания. Объективная( истина. Абсолютная и относительная истина, Конкретность истины. Критерий истины. Теория и практика.)

Ну, вот, истина - адекватное отражение действительности. Не случайно воображение и фантазия всегда считались занятиями маленьких детей.

У взрослых, они, естественно, тоже должны быть. Но у взрослых крайне высокая скорость психических процессов. Особенно, если процесс происходит на непроизвольно – мыслительном уровне. Неподготовленный человек не в состоянии разобраться – в какой форме осуществляются мысли.
Я как-то релаксировала в ванне… развлекалась… пыталась проследить из чего состоят мысли. Не получилось. Пока идут мысли – не вспоминается, что надо проследить. Как вспомнишь, всё, мысли исчезли.
Тут, уж, или непроизвольное внимание и свободно текущие мысли, или произвольное и стандартный набор заученных штампов. Произвольному вниманию хода в ассоциативную кору или вообще нет, или очень ограниченно. В любом случае, такое внимание не сможет пассивно следовать за ассоциативным соединением нейронов. Значит, не придёт к нестандартным мыслям.

Но, собственно, зачем? У того и другого внимания - свои задачи, свои функции.
Например, мы учимся водить машину. Мы это делаем медленно, по слогам… мы разрабатываем рефлекторные связи между разными нейронами. А через полгода мы уже и не задумываемся – что нажать, как включить, куда повернуть.

Произвольно, используя второй сигнал, мы разработали образные связи. Их связь с двигательным аппаратом. И, теперь, нам достаточно воспринимать образы: дорога, тротуар, поворот, светофор. Руки – ноги сами всё делают, автоматически. В ответ на соответствующие образы. А слова, второй сигнал, нам здесь вообще не нужны. Разве что с пассажиром болтать или по телефону. Кстати, тоже непроизвольно.
А, вот, произвольно мы будем нужные дорожные знаки искать, карту изучать.

Работая непроизвольно, мы мало едем… всё что нужно включаем… куда надо рулим. Но и замечаем всё вокруг… где едем… кто едет за нами… кто впереди…
Т.е. всю обстановку на дороге. Моментально реагируем на какие-то неожиданности.
А произвольно, в карте, полчаса нужную улицу искать будем.
Т.е. для каждого дела – свой вид внимания.

18. У психологов, педагогов и родителей часто бывают проблемы – как развить у малыша произвольное внимание. Чаще всего они это делают, всеми силами борясь с непроизвольным. Т.е. одно развиваем, другое убиваем.
А, между тем, воображение и фантазия – это произвольные процессы.
Т.е. они могут происходить на мыслительном уровне, непроизвольном. Но такое воображение уже не называется воображением. Мы же ничего не воображаем.
Как назвать? Наверное - память, воспоминания.
А если визуализируем – тогда воображение, представление.

Вообще-то зрительные представления могут приходить и непроизвольно. Начал вспоминать о чём-то и пошла лента видений. Т. е. сами мысли начали визуализироваться. Непроизвольно. (Возможно, для этого нужна длительная тренировка. С раннего детства)
Но если мы произвольно решаем – вызвать какой-то образ, то, тогда воображение – произвольный процесс.
Можно привести ещё такой пример: Когда мы увлечённо читаем художественную книгу, то, не визуализируем. Здесь – воображение и фантазия - мысленные.
А если работаем над театральным упражнением – например, на беспредметные действия или медитируем - здесь будет произвольное воображение.

Так вот, произвольное внимание, развиваемое через воображение и фантазию – куда менее мучительный и куда более эффективный процесс для ребёнка. Такой процесс – органичен для мозга. Идёт развитие всех систем одновременно.
А вот воспитание произвольного внимания через лобные доли – это мука для ребенка. Многие дети, особенно мальчики, так и не научаются работать произвольным вниманием.
А многие взрослые, обладающие железобетонным произвольным вниманием, не в состоянии понять – зачем нужно непроизвольное.

Зачем детям игры? Зачем им надо читать стихи и сказки? Зачем нужен пластилин и цветные карандаши? Мел и краски? Чтобы они непроизвольно развлекались?
Или затем, чтобы воображение и фантазию развивали? Чтобы в жизни научились отличать одно от другого?

Продолжение следует… если нужно…

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 17 май 2012, 21:38

Пишу в институт психиатрии... заодно сюда добавляю...
Поставят мне психиатры диагноз...

19. Ещё раз обратимся к философскому определению истины.

"ИСТИНА"
- адекватное отражение действительности….
- воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания.
- характеризует результаты познавательной деятельности с т. зр. их объективного содержания, к-рое выделяется практикой.

Воспроизведение действительности такой какова она есть вне зависимо от сознания.
Вопрос?: А как это можно воспроизводить действительность такой, какая она есть.
Да ещё вне зависимо от сознания?

В данном случае, под сознанием, возможно, имеется в виду произвольное, контролируемое управление психикой. Или обобщение, обработка образов.

Что надо понять крепко – накрепко. Разум – это не сигнальные системы.
Сигнальные системы – подобие биологического компьютера. Они работают рефлекторно. Это автоматы.

Разум – это то, чего нет, и никогда не будет в компьютере. Это самопрограммирующееся ЭГО, которое, словно паучок сидит где-то в центре мозга и управляет всем мозгом с помощью внимания.
У Юнга читала про внешнее и внутреннее «Я». Вот, если Эго направляет произвольное внимание – через лобные доли. Это одно наше «Я».
А если непроизвольным, домашним вниманием – проходит в первую сигнальную и лимбическую – это другое «Я». Причём, можно отделить внимание, отправленное в первую сигнальную от внимания, направленного куда там… в гипоталамус?

Мне запомнился случай, когда я ещё только начинала обдумывать все эти вопросы. Иду домой после работы. Настроение – хуже некуда. И, главное, без видимых причин.
Тогда я начала разбираться. Одним своим «Я» спрашиваю: Ну, в чём дело? Что тебя так расстроило?
Отвечает не первая, а эмоции: какой-то обиженный всплеск эмоций.
Сознательно обращаюсь к первой сигнальной: в чём дело? Всплывают образы – воспоминания некой сотрудницы и её слова с негативным подтекстом.
Первым «Я», менее зависимым от эмоций, начинаю обработку: И что, тебя расстроили эти слова? Ты уважаешь эту женщину? Тебе важно её отношение?
Короче: Выяснила причину негатива и уболтала, убедила себя же.

Я, которое управляет одним кругом внимания и я – управляющие другим кругом внимания – это одно я. Но, с разными характеристиками, зависящими от систем, с которыми работает. Одно – малоэмоциональное, трезвое, логическое, сильное. Другое - сумбурное, несобранное, эмоциональное. Но, умеющее любить, чувствовать, переживать, понимать, творить. Слабое, если неразвитое. Поэтому, такие люди часто спиваются. Зато первые - способны на сознательное преступление.

Любой человек может переходить с одного я на другое. Я видела, как под влиянием обстоятельств, люди с живыми глазами становились людьми со стекляшками вместо глаз. Они сознательно отсекали свою душу, чтобы соответствовать времени. Это о советских людях. А сегодняшние - вообще не имеют эмоционально – образного развития. Их такими, в массе, воспитали.

20. Соответственно, разум – это «ЭГО». Неважно, каким вниманием мы восприняли жизненный объект. Если внимание есть – значит, информация прошла через осознание нашего «Я».
Восприятие же только органами чувств … без осознания ЭГО – сознательным не будет.
Глазами мы видим очень много. Но если отсутствует даже мимолётное непроизвольное внимание, увиденное глазами – не будет - ни понято, ни воспринято.

Расскажу смешной случай: Была в зубной поликлинике. Пока ожидала, решила зайти в туалет. Зашла в помещение с раковиной, а сама кабинка – закрыта.
Жду. Никто не выходит. Спрашиваю у сотрудницы – туалет работает?
Она мне говорит – а вы зайдите!
Захожу. Около раковины стоит заветная посудина.
Помещение крохотное. Раковина и унитаз – больше ничего нет.
Клянусь, не видела. Настолько была уверена в привычном размещении… в упор ничего не увидела. Мысленный штамп подменил реальность.

Ну, со мной-то проще… я часто ухожу в свои мысли, могу и не воспринять, потому что о чём-то думаю. По той же причине и рассеянность учёных. Если работаешь с записями образов, сложно воспринимать непосредственные. И, кстати, наоборот.
Но очень многие люди, особенно с активным произвольным вниманием, видят жизнь в соответствии с выученными штампами, не воспринимая очевидного, даже если их тыкаешь носом. Отсутствует мышление.

21. А что такое мышление? Давайте ещё раз заглянем в философский словарь:

Философский словарь
"МЫШЛЕНИЕ"
— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п., связанный с решением тех или иных задач, с обобщением и способами опосредствованного познания действительности; высший продукт особым образом организованной материи — мозга. Материальные физиологические механизмы М. исследуются физиологией высшей нервной деятельности. Однако М., находясь в неразрывной связи с мозгом, не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата. М.связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием. М. возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что М. существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого об-ва. Поэтому М. человека осуществляется в теснейшей связи с речью и результаты его фиксируются в языке. М. свойственны такие процессы, как абстракция, обобщение, анализ и синтез, постановка определенных задач и нахождение путей их решения, выдвижение гипотез, идей и т. п. Результатом процесса М. всегда является та или иная мысль. Способность М. к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия. Образование научных понятий связано с формулированием соответствующих законов. Способность М. к опосредствованному отражению действительности выражается в способности человека к акту умозаключения, логического вывода, доказательств. Эта способность чрезвычайно расширяет возможности познания. Она позволяет, отправляясь от анализа фактов, доступных непосредственному восприятию, познавать то, что недоступно восприятию с помощью органов чувств. Понятия и их системы (научные теории) фиксируют (обобщают) опыт человечества, являются концентрацией знаний людей и отправным пунктом для дальнейшего познания действительности. М. человека изучается различными науками (физиологией высшей нервной деятельности, логикой, кибернетикой, психологией, гносеологией и т. п.) и различными методами. Среди экспериментальных исследований в последнее время большую роль приобрели методы исследования М. в форме его моделирования с помощью различных кибернетических устройств. В жизни каждого индивида М. не существует как чисто интеллектуальный процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е. не существует изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать М. от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности об-ва), а если и признавал такую связь, то стремился представить М. как нечто производное от нек-рых духовных начал, стоящих над материей и сознанием отдельных людей (напр., Гегель). Совр. западная философия в лице неопозитивизма стала на позиции отрицания М. как чего-то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, неопозитивизм объявляет М., наряду с материей (в отличие от языка, к-рый всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Он игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга, к-рые характеризуются как М.


О мышлении немного позже.

Татьяна Васильевна
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 10 апр 2012, 23:37

Re: О психофизиологической проблеме, требующей серьёзного ра

Сообщение Татьяна Васильевна » 20 май 2012, 11:59

Итак, о мышлении.
"МЫШЛЕНИЕ"
— активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях…

«Процесс отражения объективного мира в понятиях»… каково? Кто вокруг себя понятия видел? Кто ехал на понятии – трамвае? Кто ел понятие яичницу?
Мы едем на конкретном транспорте, а не на понятии. И отразить можем только конкретный трамвай, но никак не понятие. А понятие можем только осмыслить в своей голове. Потому что это психическое явление, а не физическое.
Не кажется ли нам, что мы перепутали объективный мир, который есть материя и его отражение в нашем мозге, с субъективными, психическими процессами? И, судим о материальном мире исходя из собственной психики? Вот, мы уже отражаем мир в понятиях.
- связанный с решением тех или иных задач…

Мы можем поставить абстрактную задачу и абстрактно её решить?
Ну, абстрактная задача… что-то расплывчатое, ещё неоформленное… может существовать. Она пока не обдумана, конкретизуется в процессе поиска решения.
Но прийти к конкретному решению абстрактно…
Одно исключает другое. Или никакого решения нет, одна болтовня. Поэтому, оценивается дело, результат, а не планы.
- М., находясь в неразрывной связи с мозгом, не может быть полностью объяснено деятельностью физиологического аппарата. М.связано не только с биологической эволюцией, но и с общественным развитием.
- возникает в процессе производственной деятельности людей и обеспечивает опосредствованное отражение действительности. Оно имеет общественную природу и по особенностям возникновения, и по способу функционирования, и по своим результатам. Это объясняется тем, что М. существует лишь в связи с трудовой и речевой деятельностью, характерной лишь для человеческого об-ва.

А общественно развитие, значит, с человеческим мозгом не связано? Т.е. оно помимо мозгов происходит? Оно само по себе обеспечивает опосредствованное отражение действительности? Это как же?

Вы знаете, сегодня надо объяснять, что мозг функционирует только тогда, когда функционирует физиологический аппарат. И не просто функционирует, но, когда он исправен и обучен.

Короче: все знают о необходимости мышления.
Все считают – что, уж, они - то мыслить умеют.
И, практически все уверены, что мышление осуществляется опосредствованно, через обобщение – т.е. через слова.

Что лично я могу сказать? ВСЕ – ошиблись.
Стоит усомниться, если все неправы, а прав только ты один.
Но у всякого правила обязательно есть исключения.
В данном случае, ошибаются именно все. Цивилизации двигается в тартары.
Положение практически безнадёжное. Переубедить ВСЕХ – нереально.

Значит, мышление это « Способность к обобщенному отражению действительности выражается в способности человека образовывать общие понятия».
Ну, давайте посмотрим – что такое понятие.
Философский словарь
"ПОНЯТИЕ"
— одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма способ ( обобщения предметов и явлений. П. называется также мысль, представляющую собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса (атомы, животные, растения, общественно-экономические формации и т. п.) могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки (составляющие содержание) по к-рым обобщаются предметы. По мере того как из признаков, составляющих осн. содержание П., выводятся др. общие признаки обобщенных в П. предметов (и тем самым осуществляется объяснение качественной специфики этих предметов), П. превращается в определенную систему знании. Развитие знании выражается гл. обр. в углублении П., в переходах от одних П. (о данных предметах) к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов и, т. обр., представляющим более адекватное их отражение. П. фиксируются в тех или иных языковых формах и составляют смысл (Значение и смысл) соответствующих выражений языка. Одна из логических функций П. состоит в мысленном выделении по определенным признакам интересующих нас в практике и в познании предметов. Благодаря этой функции П. связывают слова с определенными предметами, что делает возможным установление точного значения слов и оперирование ими в процессе мышления. Выделение классов предметов и обобщение этих предметов в П. является необходимым условием познания законов природы. Каждая наука оперирует определенными П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Сами П., по характеристике Ленина, представляют собой высший продукт мозга, высшего продукта материи (Т. 29. С. 149). Образование П., переход к нему от чувственных форм отражения — сложный процесс, в к-ром применяются такие приемы познания, как сравнение, анализ и синтез, абстрагирование, идеализация, обобщение и более или менее сложные формы умозаключения. При этом П. науки часто создаются вначале лишь на основе гипотетических предположений о существовании тех или иных объектов и об их природе (так возникло, напр., П. атома). На основе познания законов, тенденций развития П. о нек-рых предметах может быть образовано до возникновения самих предметов (П. о коммунизме). Т. обр., в формировании П. проявляется активность и творческий характер мышления, хотя успех в использовании созданных П. всецело зависит от того, насколько точно в них отражается объективная реальность. Всякое П. представляет собой абстракцию, что создает видимость отхода П. от действительности. На самом деле при помощи П. происходит более глубокое познание действительности путем выделения и исследования существенных сторон ее. К тому же конкретное, неполно отражающееся в отдельных П., может быть с той или иной степенью полноты воспроизведено посредством совокупности П., отражающих различные его стороны. Чтобы наиболее точно отражать действительность, П. должны быть, по выражению Ленина, "обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир" (Т. 29. С. 131). Это положение — одна из самых существенных сторон учения диалектической логики о П. Хотя в П. выделяется только общее, это не значит, что оно противостоит единичному и особенному. Само общее существует лишь в отдельном. Поскольку оно составляет основу качественной специфики отдельных предметов, знание его дает возможность объяснения отдельного и особенного. На основе общего П. класса только н становится возможным выделение и познание особых групп (видов) предметов

Так, что такое МЫШЛЕНИЕ?
«…активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях…»
А что такое понятие?
- обобщения предметов и явлений. Понятием называется также мысль, представляющая собой обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим (в совокупности отличительным) признакам, причем предметы одного и того же класса могут обобщаться в П. по разным совокупностям признаков.
Значит, мышление это активный процесс отражения объективного мира через обобщение (и мысленное выделение) предметов некоторого класса по их специфическим признакам.

А что такое « предметы со специфическими признаками»?
Может быть, это реальная жизнь, которую мы познаём в конкретных, объективных образах? А конкретные образы потом мысленно обобщаем в некие группы с общими признаками – под началом второго сигнала?

Так, где и как осуществляется мышление? Мы слова осмысливаем? Или их содержание – множество конкретных образов, обобщённых рефлекторной связью со вторым сигналом?
И, как мы отличительные признаки осмысливаем? Анализируя и синтезируя? Что, слова? Или конкретные образы?

Да, неоценимую роль в мышлении играет слово.
По мере познания конкретных образов цветов, мы соединяли образы со словами, со вторым сигналом.
Растения - широкий круг образов. Цветы – более узкий. Ромашки - ещё более узкое понятие.

Т.е. одно слово (второй сигнал) может быть связано с огромнейшей кучей образов. Боюсь даже думать, сколько образов может входить в одно понятие.
Но сами образы могут быть связаны не с одном словом, а с несколькими.
Вот и понятия.

Понятие, оно же абстрагирование – это много конкретных, жизненных образов, сведённых в нечто усреднённое и соединённое со вторым сигналом.
Взять много фотографий красивых девушек – проанализировать их (т.е. разделить на детали), а затем синтезировать – скомпилировать некий усреднённый образ… и обозвать его словом « красавица».

Мышлением здесь будет – обработка образов.
А работа второго сигнала относится к мышлению только тогда, когда мы формулируем образные цепочки - мысли словами.
В других случаях - слова это просто заученно – автоматический процесс. Они выскакивают сами, непроизвольно. Если мысль есть – слова не проблема. Проблема, когда слова выучены, а мысли отсутствуют. Тогда приходится заучивать не просто слова, а чужие мысли. Живую, нестандартную мысль такие мозги освоить не могут.

Поэтому, в подобном обществе умирают все творческие профессии. Первым делом искусство.
А наука, кстати, тоже творческая профессия. Поиск нового, ещё не познанного, не изученного.

Продолжать можно бесконечно. Тема - громаднейшая.


Вернуться в «Книга отзывов и предложений»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей