Здравствуйте!
Меня зовут Морозова Татьяна Васильевна. Работник Культуры, режиссёр. Сейчас работающий пенсионер. Я , бы хотела обратиться к администрации института, к руководителям научно - исследовательских отделов. Обратиться, как специалист в своей области, как работник Культуры.
Сегодня существует крайне опасная проблема. Во всём мире. Но меня волнует наша страна. Не хочу, чтобы Россия погибла, как уже погиб СССР. А это, скорее всего, произойдёт, поскольку, уровень культуры и духовности стремительно скатываются вниз.
Вы спросите: Почему я пишу к вам? Потому что сегодня необходимо понять – что такое культура с точки зрения физиологии мозга. И что происходит с мозгом, если части психики, отвечающие за духовность – не развиваются. Кстати, ещё и разобраться с тем, что такое духовность по физиологически.
С позиции своей науки я вам объясню – в чём проблема.
В отсутствии или недостаточности ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОБРАЗНОГО РАЗВИТИЯ!
(Это и есть духовность) Во всеобщем непонимании, - что это и зачем нужно.
Наука - озвучила идею о том, что абстрактно – словесное мышление является идеалом развития человеческого мозга. С подачи учёных – лобные доли предстали источником разума. На этом убеждении… а точнее, вере, практически, религии… выросло где-то два - три поколения советских и русских людей.
Ну, вот и итог: Культура погибает, Искусство, уже, практически, погибло. Наука ещё пытается выживать… но, как только уйдут старшие – скорее всего, обрушится. Как и педагогика, медицина.
Собственно, разбалансированы все социальные институты. А чиновничьи игры в креативность – не имеют никакого отношения ни к культуре, ни к таланту.
Что произошло? Убеждение взрослых, что разум – это работа лобных долей, т.е. слова, - привело к усиленному развитию у детей именно словесных рефлексов. А остаточный принцип финансирования культуры в советское время, означал отток из неё талантливых людей.
Но, ни искусство, ни культура не создаются посредственностями. Уже в СССР был утрачен тот художественно – культурный противовес абстрактному слову, который делает мозг человека более - менее органичным. Само искусство… в том числе театр… стало всё более формализовываться. Дошло до того, что Станиславского подвергли критике и забвению.
Учёные вряд ли знакомы с театральной теорией. Вся «Система» построена на сознательном овладении подсознательными процессами и эмоциями. Через образы, при помощи слов. Т.е. работа режиссёра - это создание роли, спектакля, из той образной базы, которая накоплена в его собственном мозге. Собственно, так работает любой творческий человек, включая и учёных. Талант - универсален. Знания разные.
С талантом человеку не пропасть.
Соедините только в каждой роли
Воображенье, чувство, ум и страсть
И юмора достаточную долю.
И.В.Гёте
Мне - человеку, всю жизнь работающему на развитие эмоционально – образных составляющих психики детей, пришлось однажды обнаружить, что я живу в мире, который не знает – что такое ОБРАЗ! Даже учёным невозможно объяснить, что условная форма второго сигнала – в силу своей природы - не способна нести никакой информации.
Информация – это первый сигнал, образы. А слово, речь – это обученная связь условной формы… и н-ного количества образов.
Другими словами, для развития речи, мышления и, собственно, разума – первый и второй сигналы должны работать в тесном взаимодействии. И, значит, должны быть развиты обе части коры, работающие с этими сигналами.
Но сегодняшнее общество не знает – что такое образ. Педагоги не знают! Только что спорила на форуме творческих педагогов. Учителям по литературе пыталась объяснить, что дети не будут читать книги, если у них не развита активная связь между словом и образами. Сомневаюсь, что поняли.
Психологи уверены, что знают. Тем не менее, первая сигнальная система – ни теоретически, ни практически ими не изучена. В качестве разумной части мозга не рассматривается.
Полагаю, и физиологи считают себя сведущими.
Хотелось бы в это верить. Но верится с трудом. Иначе, уже была бы единая теория разума, а не множество гипотез.
Ни одного грамотного учебного или научного материала на тему «образного мышления» я не обнаружила.
Но даже если и есть такой материал, толку – то? У взрослого населения страны недоразвиты две системы мозга из трёх, включая лимбическую – эмоции. А дети и слов таких не знают – образное мышление. Будь даже такой материал – люди его не поймут.
Народ с педагогически заторможенным мозгом. Бездарный, с убогим мышлением, с неразвитыми высшими чувствами. С формальной или примитивной речью. Какую страну может организовать такой народ? И почему наши дети решают, что для них легче сделать шаг с крыши, чем жить дальше?
Помните сказку о голом короле? Там было четыре типа людей: Шутники, придумавшие сей розыгрыш… или аферу. Люди, которые видели правду и не боялись говорить правду. Те, кто видел правду, но говорили то, что от них ждут. А четвёртая группа – видела то, что ей было сказано видеть.
Образы весьма коварная штука. Они способны складываться в систему мира, которая очень сильно неадекватна реальности.
Театральный закон – «Вижу, как дано, отношусь, как задано» - при неумении «видеть как дано», в жизни может воплощаться в «вижу, как задано». Видя тарелку, артист может относиться к ней, как к жабе, которую нужно поцеловать. Он будет с отвращением целовать тарелку, представляя её жабой, прекрасно зная, что это всего лишь тарелка.
А русский народ, последние десятилетия, «перецеловал всех жаб», которых ему подносили как «подарки на блюдечке». Т.е. неумение адекватно оценивать объективную реальность.
Но мы знаем и множество людей, которые «целуют жаб» прекрасно понимая, что делают. Это люди умные, с прекрасно развитым мышлением, но с отсутствующими высшими чувствами. Безнравственные.
Я очень уважаю физиологов. Сложнейшая наука, требующая огромных знаний.
Но с человеческими душами всегда работали культура и искусство. Почему физиологи и психологи решили, что они могут обойтись без знаний, опыта, накопленных культурой?
Работа с образом - тоже сложнейшая вещь. Даже творческие работники работают с ним, чаще всего, интуитивно. Неосознанно. Просто, их мозг поставлен на первую сигнальную. А теория есть только у театралов.
Я, ни в коем случае, не критикую то, что делают учёные. Хотя, на мой дилетантский взгляд, физиологи изучают человеческий мозг, не понимая добрую половину психических процессов, которые в нём происходят.
Но, в любом случае, физиологи не могут не знать о рефлекторной связи между первым и вторым сигналами, между образами и эмоциями. Так, почему ни написать статью, ни объяснить народу, что эмоционально – образное развитие совершенно необходимо? Что такое образ и что такое слово? Люди очень интересуются научными статьями и доверяют мнению учёных.
Я три года бьюсь в интернете, объясняю. Но, кто будет слушать - какого-то заштатного работника какой-то культуры? Это и раньше было несерьезной профессией, а сейчас и вовсе что-то вроде клоуна.
Пробиться на какой-то более – менее серьёзный уровень специалистов – невозможно. Да, и нет, наверное, таких людей в интернете. Они в реальной жизни делами занимаются.
Обращаться с такими вопросами в культуру? Смешно, но сегодня им самим надо объяснять – что такое образ. А психология, на мой взгляд – бездонная трясина из псевдо - умных слов.
Со страной происходит страшная беда. Ведь, главное - не экономика, не политика. А люди, которые делают экономику и политику. Но все словно ослепли. Правительство, учёные, народ. Ситуация почти безнадёжная. Понимать, практически, некому, так как нет необходимого развития.
Душу мы потеряли всем народом.
Но если мы сегодня этого не поймём – дальше некому будет понимать. Мы не попытаемся что-то сделать – некому будет пытаться. Уровень культуры, который однажды упал – поднять крайне сложно. Да, и не дадут.
По опыту знаю, что от письма вряд ли будет толк...
Но попытаться стоит.
Спасибо за внимание.