Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
У младших пациентов с синдромом такой направленности, не смотря на проблемы с обучением в школе, не замечено патологий в интеллектуальной сфере. Расстройство проявляется в повышенной двигательной активности, в невозможности сконцентрироваться, в отвлекаемости, импульсивности и неумении наладить дружеский контакт с окружающими ребенка людьми.
Дефицит внимания ощущают не только дети, но и взрослые, подтверждая во многом генетическую расположенность к такому состоянию. Этой проблемой занимается педагогика, психология и другие смежные науки.
Синдром подобной симптоматики – это проблема, прежде всего, психической сферы ребенка. Серьезно страдает ретикулярная формация мозга, что приводит к таким последствиям:
- нарушение способности к вниманию и концентрации;
- невозможность систематизации;
- проблемы формулирования информации и отсутствие стимуляции.
Такое расстройство – довольно распространенное явление. Некоторые медики считают цифру в 15–20% школьников вполне обоснованной. Это, значит, что практически в каждом классе найдется один-два ученика с данным расстройством. В основном, проблема касается мальчиков, у которых гиперактивность проявляется в два раза чаще, чем у девочек.
Проблема классификации расстройства
Современные медики по-разному классифицируют синдром. Довольно распространенным на сегодня делением по распределению симптоматики является – DSM-IV:
- сочетание дефицита внимания и гиперактивности;
- дефицит внимания в отрыве от гиперактивности;
- гиперактивность без дефицита внимания.
Проявление симптомов дефицита внимания можно чаще наблюдать у девочек, а гиперактивности у мальчиков.
Расстройство, связанное с дефицитом внимания, является как самостоятельной патологией, так и следствием другого заболевания:
- генетические заболевания;
- психические расстройства;
- инфекционные заболевания.
Генетический характер синдрома
Генетика подтверждается во многих случаях наличием у родственников больных детей навязчивых состояний, склонности к ритуалам, тикам и т. д. Некоторые ученые предполагают, что существует связь между заболеванием и мутацией генов, которые отвечают за регуляцию дофаминового обмена. Они разрабатывают гипотезу о носителях мутированного гена, проявляющегося в гиперактивности.
Семейный фактор в возникновении заболевания
Укажем на проблемы, типичные для некоторых неблагополучных семей, которые могут стать пусковым крючком образования расстройства:
- низкий социальный статус родителей;
- криминальная среда;
- конфликты внутри семьи;
- злоупотребление родителями психотропными веществами;
- сексуальная распущенность в семье.
Другие причины расстройства
К таким причинам можно отнести асфиксию при родах и неправильный образ жизни матери во время беременности – увлечение алкоголем, табаком, наркотиками, лекарственными препаратами.
Основа патогенеза
Медики считают, что у некоторых детей нарушается активирующая система ретикулярной формации, что отражается в таких следствиях:
- невозможность координации системного обучения и роли памяти в нем;
- нарушение анализа информации извне и неумение поддержания внимания;
- неадекватная стимуляция жизнедеятельности.
Такие нарушения, по мнению ученых, указывают на недостаток в организме норадреналина. В результате страдает обработка информации, что приводит к ряду нарушений:
- зрительного;
- звукового;
- эмоционального характера.
Избыточное стимулирование у детей вызывает агрессивную реакцию и тревогу. Некоторые исследования указывают на наличие нарушений обмена в мозге не только дофамина. Существует подтверждение таких же нарушений с серотонином и норадреналином.
Ученые также исследуют роль дисфункция лобных долей в возникновении расстройства, которую подтверждает томография. У большинства больных детей отмечены проблемы с кровотоком в мозг при решении интеллектуальных задач.
Диагностика расстройства
Для грамотного определения заболевания необходимо учитывать такие факторы:
- появления специфической симптоматики до семилетнего возраста на протяжении не менее полгода;
- проявления признаков расстройства в семье и в школе;
- симптоматика не связана с другими патологиями;
- проблемы с обучение и социальными отношениями.
Диагностика с высокой точностью возможна только начиная с пятилетнего возраста.
Для адекватного и тщательного диагноза дефицита внимания необходимо провести анализ поведения ребенка с учетом таких признаков:
- упущение из внимания деталей и многочисленные ошибки в учебных заданиях;
- невозможность сосредоточения внимания в игре, спорте, работе;
- неумение выслушать до конца собеседника;
- невозможность следования инструкции;
- неспособность к организаторской деятельности;
- невозможность концентрации;
- частая потеря вещей;
- регулярное отвлекание;
- забывчивость.
При определении синдрома гиперактивности врачи учитывают такие симптомы расстройства:
- суетливость в движении телом и конечностями;
- неусидчивость, вскакивание;
- проявление излишней подвижности в ситуациях, где она неуместна;
- неспособность играть в игры без движений;
- постоянная двигательная активность;
- говорливость;
- импульсивность.
Наибольшая вероятность клинического проявления симптоматики заболевания в возрасте от пяти до семи лет, но иногда первые признаки можно заметить и в более раннем периоде. Так, например, у детей годовалого возраста, заболевание может быть замечено в регулярном нарушении сна и гипервозбудимости.
У детей с дефицитом внимания, наоборот, отмечается безэмоциональность, заторможенность движений, внимания и отставание на несколько месяцев в общем развитии. По мере взросления патологические изменения становятся все более явными, что вынуждает родителей обратиться за помощью к врачам
Проблемы в школе
Основные трудности ожидают детей с расстройством в школьный период, когда так необходимы концентрация, внимание и способность к анализу и синтезу. Такие ученики, имея все необходимые интеллектуальные задатки, тем не менее, не могут приобрести достаточные навыки в чтении и письме, самостоятельно выполнить обычное домашнее задание, не умеют и не хотят следовать советам учителей, медиков и родителей. Гиперактивность больных детей проявляется везде и всегда. Они надоедают бесконечными вопросами, отвечают невпопад, влезают не в свои дела, их бурная деятельность не подлежит контролю и упорядочиванию, а поступки часто бессмысленны и непредсказуемы.
Проблема еще и в том, что детям с синдромом гиперактивности очень трудно адаптироваться в социальных институтах. Они чрезмерно эмоционально и неадекватно реагируют на любые внешние раздражители. Их импульсивность и нетерпимость являются источником конфликтных ситуаций в школе, дома, на отдыхе, а это риск приобретения в подростковом возрасте стойкого антисоциального шаблона поведения.
Такие дети быстрее привыкают к неправильному образу жизни, часто начинают употреблять в школьный период развития личности алкоголь и наркотические вещества.
Некоторые родители не учитывают специфику заболевания и в агрессивной форме реагируют на проявления гиперактивности своего ребенка, тем самым усугубляя и так непростую проблему. Поэтому очень важную роль в ее комплексном решении играет широкая профилактика и педагогическое обучение родителей на государственной и общественной основе.
Вспышки ярости, агрессивные действия и упрямое нежелание ребенка вести себя в соответствии с родительскими правилами могут приводить к неконтролируемой реакции со стороны родителей и к физическому насилию.
Не медикаментозное лечение
В комплекс необходимых профилактических и психотерапевтических средств ученые включают:
- системную модификацию поведения;
- педагогическую работу;
- нейропсихологическое воздействие.
- грамотный режим распорядка дня и питания;
- специальный учебный режим;
- групповые занятия.
Одним из самых важных направлений коррекции поведения таких подростков является выработка социально-безопасных норм поведения. Поэтому психотерапия не может обойтись без комплекса общего воздействия педагогов, психологов, медиков и родителей.
Родители должны самым активным образом участвовать в процессе воспитания и обучении больного ребенка ввиду того, что он находится большую временную часть суток дома, а авторитет родителей играет решающую роль для определения всей его дальнейшей жизни. Следует также избегать перегрузок и переутомления, больше уделять времени спорту и прогулкам, помогать детям в выполнении домашних заданий, ограничивать контакты ребенка с лицами, склонными к асоциальному поведению.
Медикаментозные меры воздействия
Лекарственные препараты детям с синдромом гиперактивности или дефицита внимания назначают только в отдельных случаях при недостаточности не медикаментозного лечения. Это в основном:
- некоторые психостимуляторы;
- ряд трициклических антидепрессантов;
- отдельные транквилизаторы;
- ноотропы.
Самым действенным лекарственным средством на протяжении длительного времени практического использования определены такие препараты, как амитриптилин и риталин.
Ученые считают наиболее эффективным видом лечения обоих синдромов в тяжелой форме комплексное использование различных методик психологического воздействия и медикаментозных препаратов.
Прогнозирование
У большинства больных детей при взрослении симптоматика расстройства постепенно исчезает. Ввиду этого общий прогноз можно считать благоприятным. Небольшой процент заболевания, симптомы которого сохранились и развились в период взрослой жизни, требует более серьезного исследования, особенно в связи с другими заболеваниями.
- 31.05.2020
-
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования в июне 2020 - 22.05.2020
Уважаемые коллеги!
В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям "Психиатрия" (5 вместо 1) и "Неврология" (2 вместо 1)"!
- 21.05.2020
«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ сотрудники НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, д.м.н., проф., Е.М. Крупицкий и д.м.н. А.В. Василева, 19 и 20 мая 2020 г. в режиме видеоконференции приняли участие во встрече экспертов Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании по проблемам потребления наркотиков (рабочий язык мероприятия – английский).