Задержка психо-речевого развития
Отставание в развитии речи – проблема, которая имеет стойкую динамику к увеличению. Тем не менее, своевременное обнаружение и принятие необходимых мер – верный путь избавления от речевого недоразвития.
Естественно, что ответственность за здоровье детей лежит, прежде всего, на родителях. Именно они имеют возможность обратить внимание на речевые проблемы, обратиться к специалистам, которые проведут необходимое обследование. Ранее диагностирование и принятие срочных неотложных мер убережет ребенка от отставания в речевом развитии, поможет скорректировать в правильном направлении его артикуляцию, даст возможность избежать роста психических проблем и учиться в общей школе со сверстниками.
Речевая заторможенность напрямую связана с недостаточностью развития мышления в детском возрасте, но существует и обратный процесс, когда психические расстройства становятся причиной недоразвитости речи.
Динамика проблемы берет свое начало в промежутке от пятилетнего возраста и до полового развития. Это довольно высокий процент в пределах 15–30%. Именно в это время происходит активное ознакомление детей с окружающим миром и людьми. Но проблема заключается в том, что в это время лечить ЗПРР уже поздно. Вероятность благоприятного прогноза после шести лет – 2 к 1000, а в семь лет прогноз неблагоприятный.
Медики указывают на крайнюю необходимость выявления первых признаков патологии в двухлетнем, трехлетнем возрасте, что дает надежду на полное излечение.
Ранее диагностирование проблемы
Врожденная задержка развития речи проявляется у большинства детей очень рано. Симптоматика имеет ряд отличительных признаков:
- Четырехмесячный ребенок не умеет улыбаться и реагировать на внешние раздражители – жестикуляцию и речь своих родителей.
- В восьмимесячном возрасте – отсутствие в звуковых реакциях повторения слогов.
- В возрасте одного года ребенок не проявляет голосовой активности.
- В полтора года – отсутствие понимания самых простых слов, не реагирование на произношение имени, неумение сформулировать простую просьбу, несформированный жевательный рефлекс.
- Двухлетний ребенок знает и пользуется крайне малым запасом слов и не учит новые словоформы.
- После двух лет ребенок пользуется двумя десятками слов и не умеет сформулировать простое предложение.
- После трех лет – неумение пользоваться предложениями, «проглатывание» окончаний. Медленная речь, растягивание звуков, вместо ответов – повторение вопросов.
Другие признаки патологии:
- чрезмерное выделение слюны из постоянно открытого рта;
- гиперактивность:
- агрессивность;
- невнимательность;
- утомляемость:
- недоразвитая память:
- недостаточное соображение и воображение:
- бедность эмоционального реагирования;
- затруднение в социальных контактах
- физическая недоразвитость, иногда ДЦП.
Симптоматика проявляется и в изменениях органики. Исследования показывают у ребенка нарушения работы левого полушария мозга.
Причины патологии
Недостаточность развития речевых навыков ребенка не является отдельным заболеванием, а отклонением в развитии части мозга, отвечающей за функционирование речевой способности, расстройством нервной системы.
Провоцирующие факторы:
- Некоторые заболевания в период беременности матери ребенка – инфекция, различные травмы или отравления.
- Недостаток кислорода у плода во время вынашивания.
- Проблемные роды, связанные с рядом причин – стремительностью, преждевременностью, обвитием пуповины, травмами ЦНС, шейных отделов и т.д.
- Тяжелые инфекции в раннем детском возрасте.
- Генетические, хромосомные заболевания, при которых нарушается структура мозга.
- Проблемы воспитания – чрезмерная опека, недостаточный уход, жестокое обращение с ребенком. Статистика свидетельствует о высоком процентном соотношении детей с ЗПРР в семьях асоциального типа.
- Психические травмы.
Ряд заболеваний, являющихся провоцирующим фактором возникновения ЗПРР:
- нарушения обмена в центральной нервной системе;
- психические патологии, включая эпилептические припадки;
- ишемическая болезнь;
- скопление жидкости в мозге;
- избыточное давление внутри черепа;
- детский церебральный паралич;
- опухоли мозга;
- сосудистая система головного мозга;
- наследственные патологии метаболизма;
- нарушение циркуляции спинномозговой жидкости.
Вышеперечисленные причины возникновения задержки развития речи у детей указывают на необходимость лечения тех заболеваний, которые стали источником этой проблемы.
ЗПРР и аутизм
Аутизм, как сопровождающая задержку речевого развития патология, довольно частое явление, поэтому нам необходимо проанализировать эту связь.
Проявления аутизма при недостаточном речевом развитии:
- Ребенок отказывается вступать в контакт с родителями и сверстниками, не проявляет эмоциональной заинтересованности в людях.
- Склонность к необоснованной агрессии, которую он направляет в основном на себя – кусает свои руки, бьет головой о стену и т д.
- Шаблонное и нерациональное поведение – раскачивание, хождение по кругу, бесконечная однотипная перестановка предметов, отрицательная реакция на изменение порядка вещей.
- Неумение пользоваться игрушками, замена их кухонными и другими принадлежностями, игра только с одним любимым предметом, или его частью.
- Нежелание и неумение социального взаимодействия со старшими и своими сверстниками.
- Не реагирование на обращение, значительная задержка развития речи.
Вышеперечисленные факторы требуют самого серьезного реагирования и комплексного подхода в принятии неотложных мер. Для лечения такой проблемы должны быть задействованы психологи, педагоги, психиатры и родители.
Лечение задержки речевого развития
Главным условием грамотного лечения ЗПРР является раннее обнаружение патологии, комплексное принятие всех необходимых мер. В процессе терапии должны быть задействованы:
- невропатологи;
- логопеды;
- психологические эксперты;
- специалисты по рефлексотерапии.
Раннее лечение – гарантия ожидаемого и успешного результата, так как вероятность благоприятного исхода с каждым годом стремительно уменьшается и к семи годам сходит к нулю. А это неизбежные проблемы на всю жизнь – невозможность нормальной учебы, общения и приобретения социального статуса.
Методика лечения патологии:
- Лечение микротоком – рефлексотерапия, воздействие электроимпульсами на активные участки, специальные зоны в коре головного мозга. Лечение направлено на восстановление центральной нервной системы в нарушенных участках. Активному воздействию подлежит область мозга, которая отвечает за речевую моторику, ее понимание и воспроизведение, за развитие и обогащение словарного запаса. Рефлексотерапия хорошо себя зарекомендовала при так называемой гидроцефалии. Методику врачи позволяют использовать уже с шестимесячного возраста.
- Дефектология и работа с логопедом. Подобные методы применяются с двухлетнего возраста и призваны улучшить память, внимание, моторику, мыслительные функции ребенка. Основная работа для логопедов начинается с четырехлетнего возраста у детей. Врачам предстоит правильно сформулировать артикуляцию, научить своих пациентов составлять словосочетания, предложения и тексты. Медики для этого используют методику логопедического массажа, что дает возможность ребенку стимулировать мимику и жевательные движения лицевыми и шейными мышцами, закреплять рефлексы произношения звуковых сочетаний и предложений.
- Медикаментозное лечение назначается при недостаточном развитии детской врачом-неврологом или невропатологом. Поэтому необходима компьютерная томография или другие формы исследования для грамотного определения заболевания нервной системы. Это дает возможность разработки индивидуального лечения конкретных психических нарушений и избегания необратимых последствий. Детям обычно прописывают курс ноотропов. Назначение подобных лекарственных препаратов требует тщательного предварительного диагностирования и осторожности. Медикаментозное лечение уместно только в особых случаях при строгом врачебном контроле. При возможности имеет смысл обходиться иными методами лечения.
Другие методы коррекции задержки речевого развития у детей
Современная медицина успешно использует психотерапию и различные методики мягкого воздействия на психику больных детей с целью ее позитивной коррекции:
- Консультации у детского психолога в случаях прямой связи речевых проблем у ребенка с определенными стрессами, травмами психологического характера, неблагоприятным семейным климатом, отсутствием понимания со стороны взрослых и недостаточностью социальных контактов.
- Альтернативное лечение с использованием контактов с лошадями, дельфинами, музыкального сопровождения, танцев, упражнений и спорта, направленных на развитие и закрепления у ребенка моторики. К такой форме терапии могут быть широко привлечены родители. Это, например, собирание вместе с детьми пазлов, конструкторов, угадывание звуков и музыкальных инструментов, увлекательные подвижные игры.
- Остеопатия, как часть альтернативной медицины, призвана воздействовать на определенные телесные точки для формирования правильного баланса нервной системы, налаживания обмена веществ, стабилизации психического развития ребенка.
Эффективность лечения напрямую зависит от уровня комплексной и своевременной помощи при активном вовлечении родителей ребенка.
- 31.05.2020
-
Уважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в следующих циклах тематического усовершенствования в июне 2020 - 22.05.2020
Уважаемые коллеги!
В 2020 году увеличилось количество бюджетных мест в ординатуру по специальностям "Психиатрия" (5 вместо 1) и "Неврология" (2 вместо 1)"!
- 21.05.2020
«По поручению Департамента общественного здоровья, коммуникаций и экспертной деятельности МЗ РФ сотрудники НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева, д.м.н., проф., Е.М. Крупицкий и д.м.н. А.В. Василева, 19 и 20 мая 2020 г. в режиме видеоконференции приняли участие во встрече экспертов Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании по проблемам потребления наркотиков (рабочий язык мероприятия – английский).