Отзыв

Психологическое консультирование подростков

Контакты:по рабочим дням с 10-00 до 16-00
Телефон: +7 (812) 670-02-41; e-mail: 11otdelenie@bekhterev.ru


Подростковый возраст относят к наиболее сложным и противоречивым периодам развития человека. Практически все подростки находятся на иждивении своих родителей или государства. Однако именно в это время у них наблюдается новый, более высокий уровень притязаний, ассоциирующихся с социальным положением, которого ребенок еще не смог достичь. На этой почве чаще всего возникают типичные конфликты между представителями разных возрастов, в частности между взрослыми (родителями, учителями и т.д.) и подростком. В свою очередь чрезмерная загруженность ребенка общеобразовательными программами требует дополнительных умственных и психических затрат, что часто и вызывает различные сбои в формировании стабильной, уравновешенной личности. Личностный кризис подросткового периода отличается системным характером и рассматривается с точки зрения нескольких уровней:

  • Соматические функции.
  • Нервно-психические функции.
  • Психологические функции.
  • Социально-психологические функции.

Исследования бессознательной доли психических реакций подростков свидетельствует о преобладающем проявлении таких состояний, как эгоцентризм, тревожность, невротизм, сопровождающийся низкой оценкой своей личности, эмоциональной неустойчивостью, нередко вегетативными расстройствами. Для поведения мальчиков в этот период также свойственна чрезмерная агрессивность.

Как держать ситуацию под контролем?

Проще всего в этот период поддержать своего ребенка и при необходимости оказать ему профессиональную психологическую помощь, обратившись к опытным врачам-специалистам. Это позволит избежать множества проблем и сделает период становления личности вашего ребенка более «спокойным» и лишенным излишних негативных эмоций. Программа психологического консультирования подростков включает в себя следующие этапы:

  • Получение запроса, на основании которого формируется общая цель исследования ребенка. В данном случае речь идет об обращении родителей или других родственников пациента к психологу.
  • Сбор анамнеза. Этот этап предусматривает ознакомление с информацией об особенностях развития подростка в прошлом. Источниками выступают, прежде всего, родители ребенка и его педагоги. Также получить необходимые сведения можно наблюдая за маленьким пациентом в разных ситуациях.
  • Составление перечня диагностических мероприятий, которые помогут определить тип личности и особенности эмоционального состояния подростка, а также выявить нарушения и отклонения от общепринятых норм.
  • Реализация всех пунктов программы диагностического исследования.
  • Обработка данных, выявленных в ходе тестирования. При этом имеет значение, как первичная интерпретация только что полученных результатов, так и вторичная интерпретация сведений с учетом всей собранной ранее информации.
  • Постановка диагноза. Профессиональное заключение должно содержать не только выводы о психофизическом состоянии обследуемого пациента, но также возможные причины, которые привели к подобному положению вещей, механизм зарождения отклонений от нормы, рекомендации по поводу устранения негативных изменений.

Во время первого сеанса важно установить тесный психологический контакт с ребенком. Для этого поддерживается атмосфера безопасности, в которой подросток чувствует себя наиболее защищенным.

Как наладить психологический контакт?

Первая встреча с незнакомым врачом в непривычной обстановке вызывает у любого ребенка обоснованные опасения. Именно поэтому типичное поведение подростков сводится к видимому безразличию по отношению ко всему происходящему или к показному негативному восприятию ситуации. Однако встречаются пациенты позитивно расположенные к разговору с психологом. В каждом из этих случаев врач должен объективно оценить ситуацию и при необходимости нейтрализовать внутреннее сопротивление своего подопечного, организовав условия для доверительной беседы и для активации интереса подростка к своим психологическим проблемам и методам их решения. Существует несколько весьма распространенных способов что называется «растормошить» подростка и расположить его к интервьюеру:

  • Правило 1

Предложите ребенку принять активное участие в обсуждении возникших затруднений в общении, а также в поиске возможных методов их устранения. Можно просто обратиться к подростку со словами: «У меня нет сейчас готового решения для твоей конкретной ситуации. Давай попробуем найти выход вместе». Важно подчеркнуть полное равноправие обеих сторон, сделав акцент на наличии у взрослого профессионального образования и жизненного опыта, а у подростка – права на принятие окончательного решения.

  • Правило 2

Не стоит начинать разговор с фразы «Что у тебя случилось?». Именно это выражение, сказанное строго-формальным тоном сразу расставит врача и пациента в позиции «учитель-ученик». В таком положении о равноправии не может быть речи и, следовательно, на полную психологическую отдачу от подростка рассчитывать не придется. Лучшим началом общения станет передача совершенно абстрактной информации и обмен мнениями по этому поводу. Достойные внимания идеи: новости из жизни селебрити, лучшие новинки музыки, популярные кинофильмы и т.д.

  • Правило 3

Чтобы создать для подростка привычную атмосферу школьного коллектива, можно подключить к беседе вымышленного персонажа, который будет находиться на том же уровне, что исследуемый ребенок или на позицию ниже (к примеру, обладать большими набором психологических проблем). Для этого психолог рисует на листе бумаги стилизованное изображение человека. После этого происходит знакомство подростка с персонажем, который обязательно наделяется собственным именем. Важно вызвать у пациента интерес и предложить ему обсудить проблемы вымышленного героя.

  • Правило 4

В особо сложных случаях психологу приходится сталкиваться с такими ситуациями, как полное игнорирование (молчание) подростка или «коммуникативный тупик». Второй вариант предполагает вероятность ответов подопечного, которые, тем не менее, сводятся к отрицанию возможности психологического контакта с взрослым. Типичные ответы в этом случае: «Меня мать заставила сюда прийти, с ней и разговаривайте», «Учительница всегда говорит, что я дурак, наверно, поэтому я так и сделал», «Я не знаю, почему я так поступил» и т.д. В этом случае можно воспользоваться предыдущим приемом только в несколько иной интерпретации. Врач начинает рассказ о своем пациенте (вымышленном), история которого практически идентична той, что приключилась с реальным ребенком. Важно найти схожие ключевые моменты и подчеркнуть их (одинаковый возраст, пол, черты характера, манера поведения и т.д.). Продолжать следует до тех пор, пока подросток интуитивно не «подключится» к разговору и не начнет «подправлять» какие-то места в повествовании, соглашаться с какими-либо высказываниями или опровергать их.

Закономерный итог

В ходе индивидуальной беседы с ребенком необходимо придерживаться главного принципа – не превращать общение в слишком продолжительный монолог психолога. Разговор должен быть обоюдным, врач должен своевременно задавать вопросы своему подопечному, уметь выдерживать паузу, избегать тона наставника, не использовать методы психологического давления, аргументировать и объяснять подростку свою позицию.




Новости института