Отзыв

Профориентация

Контакты:по рабочим дням с 10-00 до 16-00
Телефон: +7 (812) 670-02-41; e-mail: 11otdelenie@bekhterev.ru


  • психологического;

  • познавательного;

  • эмоционального;

  • волевого процесса и характера развития личности в межличностных отношениях и в обществе.

Профессиональное консультирование таких подростков должно учитывать индивидуальный подход, опираясь на групповые формы работы лишь частично. Перед консультированием психологу следует ознакомиться с личным делом подростка и результатами диагностики, чтобы определить основную патологию.

Проблема отставания в психическом развитии

ЗПС (задержка психического развития) — это психическое явление, рассматриваемое в педагогике с точки зрения приспособления учебного процесса к такому распространенному отклонению. Задержка развития является одним из вариантов дизонтогенеза:

  • Задержание динамики развития психической сферы ребенка.
  • Незрелость эмоционально-волевой деятельности и интеллекта, не связанной с умственной отсталостью.

Проблемы развития выражаются в степени отклонения, разнородности и разновременности. Прогноз последствий зависит от всех этих трех факторов.

Проблема умственной отсталости

Умственная отсталость – это стабильное нарушение развития психики и интеллектуальной сферы необратимого характера, возникающее в самом раннем возрасте ввиду органической патологии центральной нервной системы.

Проблема нарушения развития средств коммуникации

Этот особый вид нарушения называется аутизмом. Дети с аутизмом не могут адаптироваться к социуму и приобрести необходимые социальные навыки. Они не могут контактировать с динамично развивающейся средой обитания ввиду неумения определить в ней свои стереотипы поведения.

Проблема комплексных нарушений

Множественные или комплексные нарушения предполагают учитывать несколько проблем развития одновременно. Это, чаще всего:

  • двигательные;
  • зрительные;
  • слуховые;
  • речевые;
  • умственные нарушения развития ребенка.

Мы можем сделать логический вывод о том, что проблемы биологического характера являются фундаментом для возникновения или усиления патологического проявления отклонений в психике, что в свою очередь значительно утруждает подростку контакты с окружающим миром. Поэтому качество и воспитание такого ребенка выходит на первый план для минимизации всех негативных последствий

Диагностика условий и причин возникновения нарушения развития представляет собой довольно трудный процесс – в плане подбора необходимых методик и определения наиболее подходящего типа профессиональной подготовки.

Проблематика профориентации для подростков с психическими отклонениями

Профессиональное консультирование для подростков с рядом ограниченных возможностей должно опираться на свою специфику. Методику и определение действенных моделей поведения для таких групп детей ученые стали разрабатывать совсем недавно. Это новое и до конца не отработанное направление профориентации схематического характера, требующее четкой детализации при учете половых и возрастных особенностей. Для детей младших групп характерна, например, быстрая утомляемость и снижение внимательности. Старшие дети – менее утомляемы и могут переносить большие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки.

Это связано с тем, что быстрая адаптация к изменяющимся условиям старших возрастных групп основана на завершении генеральной перестройке детского организма. У них произошли важные биологические и гормональные изменения. Для маленьких детей характерно стремление к подражанию старшим и своим сверстникам, в то время как старшие уже стремятся к выделению из общей массы. Они становятся полноценными личностями. В это же время происходит значительное разделение интересов у юношей и молодых девушек.

Что входит в профориентацию для подростков с проблемами психического характера

Для психологов и психиатров необходимо понимание и разработка таких этапов консультирования и помощи подростков с психическими отклонениями:

  • Определение основополагающего дефекта. Проведение анализа на основании всех проведенных исследований.<
  • Определение специфических трудностей у ребенка с точки зрения психологии и педагогики.
  • Процесс определения минимального и максимального окружения подростка, включение его в обучающуюся группу. Консультирование по ряду вопросов социального и психологического характера.

Консультирование базируется на гуманистическом учете всех индивидуальных особенностей подростка и общих положениях профориентации при сопоставлении с определенной спецификой динамики психической патологии.

Современная психология придерживается мнения, что подросток с психическими проблемами имеет все условия и предпосылки к развитию своих психических способностей. Он способен адаптироваться в социуме и реализоваться, как личность, несмотря на ограниченные возможности.

Для успешной адаптации такого ребенка необходимо добиться от него желания сотрудничества с консультантом, понимания того, что у психолога можно получить необходимую помощь во благо, а не во вред. Консультант должен помочь ребенку справиться с инфантильностью и зависимостью от внешнего мира, актуализировать в нем активность и ответственность за свою жизнь, укрепить в нем веру в свои силы и поддерживать позитивный настрой. Для этого в работу с подростками привлекаются также педагоги и родители.

Комплексный подход

Для помощи детям с психическими отклонениями современная педагогика широко использует не только индивидуальное консультирование, но и тренинги, кружки, ролевые игры, обсуждение фильмов, картин, книг, просмотр профессионально ориентированных видеоматериалов.

Психолог-консультант должен проявить в работе с подростками:

  • заинтересованность в их судьбе и приятие;
  • терпение, понимание проблем и толерантность;
  • желание понять даже самые неадекватные детские суждения;
  • активное взаимодействие с другими специалистами по общему направлению профориентации.

Важной составляющей по такой ориентации является умение преподать информацию в позитивном ключе. Сведения, которые могут вызвать у подростка негативные эмоции, следует давать в разумной форме только в конце консультации.

Выбор профессии должен зависеть от предпочтений подростка и его типологических индивидуальных способностей с упором на действенную и позитивную мотивацию.

Консультант учитывает при этом такие проблемы:

  • ограниченность у подростка познания окружающей действительности, что отражается на его представлении о конкретной профессии;
  • сложности в трудоустройстве с навыками престижных профессий;
  • отсутствие специализированных учебных заведений для людей с ограниченными возможностями.

Учитывая все вышеуказанное, вся работа по профориентации подростков с психическими патологиями должна опираться на разумное соответствие их возможностей, состояние здоровья, имеющиеся отклонения и другие индивидуальные особенности выбранной профессии. Кроме того, для таких подростков необходимы условия для успешной самореализации и будущего профессионального роста.




Новости института